ТВ-ролик для затравки: http://www.youtube.com/watch?v=t-LOZWr-XXc
Конкретика: количество бюджетных (т.е. бесплатных для студента) мест на кафедре журналистики, как и в целом по НовГУ, сокращается с каждым годом. К примеру, в мою группу было набрано в 2002 году (группа 2421) 27 человек, из них платниками были трое. Сейчас на 1 курсе (0421) 28 человек, из них 15 - платники. На тех специальностях, что являются "непопулярными"у абитуры (низкий конкурс даже на бюджетные места), количество студентов просто сокращается т.к. места урезают, а платников нет.
Метафизика: я против платного образования, когда финансирование (в условиях обнищания населения - особенно в районах все грустно) перекладывается государством на юношеские и девичьи плечи. Ну и на усталые плечи их родителей.
И не потому что я больной на альтруистичную голову князь Мышкин, нет. Мне кажется, наше государство поступает крайне недальновидно, вынуждая школы, ВУЗы, дворцы детского творчества переходить на систему хозрасчета. Копирование западной модели (у них платное, пусть у нас платное будет тоже) - проходит крайне примитивно, девальвируя образование. Да, в США лучшие колледжи - частные, с высокой платой за обучение, но, наряду с ними, есть муниципальные. И есть развитая система грантов на обучение, покрывающая часть расходов или все расходы. Есть долгосрочные госкредиты, как в Швеции.
Отход от советской модели бесплатного образования в пользу коммерческой - может принести сиюминутную выгоду, но невыгоден, если мыслить глобально, десятилетиями. Дети хотят быть юристами, экономистами, журналистами - родители готовы платить, ВУЗы радостно берут деньги, в итоге - "заводы стоят, одни гитаристы в стране".
На основании своих набюдений за филфаком в 2002-2010 году, могу отметить, что среди студентов-платников довольно много неуспевающих и прогульщиков, мало обладателей "красных дипломов". Казалось бы, какая корреляция? Но она есть. Наверно, ощущение того, что за тебя кто-то платит, что ты материально независим (от стипендии, в том числе) - расслабляет. Не могу сказать, что это является положительным примером для студентов-бюджетников. У меня в группе был студент-платник Эмин К. Он оставался на второй год 2 раза, переводился с 2 курса на первый, с третьего на второй, с очного на заочный.
Сдавал в апреле долги за зимнюю сессию. И, тем не менее, числился студентом. И перестал им быть только тогда, когда родители решили больше не платить за его обучение. И что должны думать о престижности обучения другие студенты, которые напрягались на сессиях?
Возникает и некая напряженность в учебном процессе. Условно говоря, советская власть приучала молодежь рассматривать высшее образование как акт благодеяния со стороны государства (которое построило ВУЗ, оплачивает работу сотрудников, заинтересовано в обучении специалистов для укрепления страны и общества). А ныне часть платников рассматривает студенческий билет как некий акт купли-продажи услуг, возникает потребительское отношение (по типу посещения парикмахерской). Т.е. некоторые платники ходят в университет по принципу "Ну, давай, вот он я, говори что-нибудь, я же плачу, сделай мне интересно на все деньги!". А некоторые и не ходят по принципу "Я ж и так плачу, чего вам еще надо?". Клиент всегда прав?
Я за советскую модель, когда у студента не было индульгенции в виде перевода на платное. Не сдал долги - до свидания, поступай на первый курс в общем конкурсе. Когда связь между государством, специалистом и гос.затратами на гос. обучение этого специалиста - была явной и нужной.
Жаль, что пропадает втуне, во взятках директорам от родителей (отец моего одноклассника, к примеру, купил направление у администрации района за телевизор), перспективный ход "студент-целевик". Когда предприятие заинтересовано в специалисте, и само оплачивает его обучение, а порой и подготовку к поступлению (учеников моей гимназии "Квант" завод "Акрон" приглашал на бесплатные курсы по химии и биологии, которые могли бы помочь им поступить в питерскую "техноложку", с которой химзавод опять же имел договор на обучение. А труд преподавателя курсов оплачивал сам "Акрон".
К сожалению, удачных примеров целевых направлений я знаю мало.