Я хотел бы начать с грубой лести в адрес Д. Терешкиной, написавшей сообщение: http://www.novsu.ru/blog/tdb/i.308190/?id=1969
Мне, преподавателю филфака, приятно, что кто-то стабильно (наблюдаю за этим не первый год, да и докладывают, мм, агенты) заботится не только о знаниях студентов ("учебная работа"), но и их нравственном облике ("воспитательная работа"). Чего и нам всем желаю, коллеги.
По теме абстрактно: если в школе учат всех, то в университете учат избранных добровольцев, прошедших жесткий конкурс (к примеру, на журналистике в этом годы он был: 8 человек на место). И вот эти добровольцы, лучшие из лучших (как бы), иногда отсыпаются на лекциях после вечеринки, чатятся в мобильной аське, или рисуют кавайных тян в тетради. Солдат спит, служба идет. Меня самого заботит процесс передачи знаний: нужны ли они аудитории, если аудитория не понимает их нужности? Чья это вина, моя ли, их ли?
Процитирую свою же запись по схожему вопросу:
"В мае я слушал норвежского профессора. Он жаловался, что половина его студентов сидит с ноутами на лекциях. И лишь часть из них конспектирует, остальные сидят по "контактам". Что его магистрант сейчас больше озабочен сменой своего пола (из М в Ж), нежели магистерской. Я слушал и радовался: педагогические проблемы интернациональны. С другой стороны ,вспоминается история с Диогеном. Позвольте напомнить: "Диоген пришёл на лекцию к Анаксимену Лампсакскому, сел в задних рядах, достал из мешка рыбу и поднял над головой. Сначала обернулся один слушатель и стал смотреть на рыбу, потом другой, потом почти все. Анаксимен возмутился: «Ты сорвал мне лекцию!» «Но что стоит лекция, — сказал Диоген, — если какая-то несчастная рыба всех отвлекла?».
Скажу банальность: преподавание таит в себе огромные возможности. По уставу университета, пара десятков молодых людей (т.е. на пике физической формы, развитая моторика, реакция, органы чувств, долгие века их сверстники гибли на войнах, рожали детей, строили магистрали) должны сидеть и внимать лектору. Т.е. у лектора априори есть аудитория добровольцев-пассионариев, организмы которых способны внимательно слушать, воспринимать идеи и бороться за эти идеи. Это не Демосфен, который от нужды говорил со скалами. И вот, лектор имеет карт-бланш на несколько часов, чтобы донести свою мысль. Гитлеру за это время удавалось убедить тысячи культурных немцев в необходимости убивать евреев, а я не могу заставить аудиторию поверить в нужность и важность читаемых мною предметов на кафедре журналистики. Потому что не могу гарантировать того, что будущему специалисту это будет полезней, чем написать пару статей."
Вся запись тут: http://vkontakte.ru/note763258_10034490#comments
По теме конкретно: я вот благодарен ВУЗу за некий филологический бэкграунд, который позволяет мне считывать (и производить) различные аллюзии, реминисценции. Все же сейчас культура постмодерна и та жа древнерусская литература может выпрыгнуть совсем неожиданно: к примеру, в политический язык входит слово "опричнина": http://www.openspace.ru/media/projects/18065/details/18258/ Даже Сорокин написал роман "День опрчиника", где прихотливо стилизует речь "под старину". А о Борисе и Глебе советский поэт Борис Чичибабин написал замечатальное стихотворение:
"Киев поникнет, расплещется Волга,
глянет Царьград обреченно и слепо,
как от кровавых очей Святополка
скачут лошадки Бориса и Глеба"
<...>
Полностью тут, в моем блоге: http://strider-da.livejournal.com/24398.html#cutid1 Запись старая, я тогда еще был студентом, многие знания забылись после экзамена, но стихотворение понял и оценил. Так как бэкграунд в памяти остался, костыли для ассоциаций. Некоторые мои одногруппники и вовсе интресовались (-суются) историей православия, и у них эти имена святых явно завязли в памяти.
Поэтому если меня студент спросит "А какой мне прок с Бориса и Глеба?", я отвечу так: меркантильного прока мало, но с перспективой на развитие (редактор, политик, писатель и т.д.) - польза будет.
ЗЫ. Мне видится перспективным обсуждение педагогических проблем в блогах (ну и в Сети, в целом). Хорошо бы вовлечь в обсуждение студентов, конечно. Как-нибудь накатаю пару постов, тоже есть болевые точки.