Производство общественных благ
Организация производства общественных благ относится к числу наиболее важных экономических функций государства в рыночной экономике. Общественными называются такие блага, главной характеристикой которых является неисключаемостъ из потребления и несоперничество в потреблении. К числу общественных благ относятся некоторые материальные объекты, но чаще это блага нематериальные, не похожие на обычные товары. Тем не менее это вполне реальные экономические блага, поскольку, с одной стороны, они обладают полезностью для потребителей, а с другой - их создание требует затрат ресурсов, которые могли бы быть использованы для производства других благ. К общественным благам можно отнести установление правопорядка (конституционных и иных норм) и прав собственности, что является предпосылкой нормальной работы рыночного механизма.
Существуют чистые и смешанные общественные блага. Чистые общественные блага – это такие блага, которые потребляются всеми людьми независимо от их оплаты. Классическим примером чистого общественного блага является национальная оборона, городское освещение, маяки, научные знания (при бесплатном образовании) и т.д. Напротив, чистые частные блага – это блага, приносящие полезность только покупателю, купившему их на рынке и имеющему исключительное право на использование этих благ и получение связанных с ними выгод. Цены на чистое общественное благо вообще не существует, так как это благо не может быть продано поштучно. Все люди получают полезность от совокупного объема предложения. Все чистые общественные блага обладают двумя вышеуказанными свойствами в ярко выраженной степени. Рассмотрим их подробнее:
1. Такие блага могут входить одновременно в несколько функций потребления, т.е. потребляются многими людьми без ущерба друг другу - свойство несоперничества в потреблении. Данное означает, что при данном объеме блага его потребление одним человеком не снижает его доступности для других. Несоперничество - это, по сути, предельный случай положительного внешнего эффекта. Множество людей совместно и одновременно пользуются защитой от пожаров и военного нападения, и нельзя сказать, кто из них «основной» получатель услуги, а кому достается внешний эффект. Численность пользователей может расти при стабильном уровне производства общественных благ. Предельные издержки предоставления дополнительному потребителю права получить выгоду от чистого общественного блага равны нулю. Это имеет место потому, что никто не проигрывает, когда еще один потребитель получает выгоды от данного объема чистого общественного блага. Потребление чистого частного блага, напротив, связано с конкуренцией. Потребители конкурируют за наличные объемы такого блага. Когда потребление блага предполагает конкуренцию, покупатели знают, что они должны соперничать друг с другом за право получения наличных объемов данного блага.
2. Потребление чистых общественных благ не является исключительным правом, или, как говорят, они обладают неисключаемостью в потреблении. Это означает, что потребители, не желающие платить за такие блага, не могут быть лишены возможности их потребления. Неисключаемость означает, что производитель не имеет реального выбора, предоставлять ли благо только тем, кто за него платит, или всем желающим. Говоря точнее, характер блага не позволяет предотвратить его потребление индивидом, не выполняющим требования, которые предъявляет или хотел бы предъявить поставщик. Наиболее яркий пример товара, для которого невозможно ограничение числа пользователей, - национальная оборона.
Свойства общественных благ внутренне взаимосвязаны. По-видимому, все производимые людьми блага, обладающие неисключаемостью, характеризуются в то же время и несоперничеством в потреблении. Чем сильнее выражено несоперничество, тем, при прочих равных условиях, вероятнее неисключаемость. На практике, как правило, лишь небольшое число благ обладает всеми свойствами чистых общественных благ.
Разным общественным благам в неодинаковой мере присущи свойства несоперничества в потреблении и неисключаемости. Те, у которых хотя бы одно из свойств выражено в умеренной степени, называются смешанными общественными благами. Исключаемые общественные блага - это такие блага, потребление которых неизбирательно, но для которых издержки операции по ограничению доступа к ним потребителей сравнительно низкие. Эти блага могут предлагаться фирмам, действующим с целью извлечения прибыли. Исключаемые общественные блага, или общественные блага с ограниченным доступом - это такие блага, на которые легко назначить цену. Примером такого блага являются прививки. Другой пример - школьное обучение.
Перегружаемые общественные блага - это такие блага, потребление которых неизбирательно только вплоть до определенного количества увеличивающихся потребителей. Для достижения эффективности необходимо, чтобы такие блага оценивались по возможности в соответствии с предельными издержками во избежание их перегрузки.
Оптимальный объем производства частного блага определяется сравнением предельного выигрыша от производства дополнительного товара с предельными издержками производства этого товара. Эффективность достигается тогда, когда предельный выигрыш и предельные издержки равны. Тот же принцип примерим и к общественным благам, но метод анализа при этом иной. Эффективный объем производства общественного блага достигается в том случае, если сумма предельных выигрышей его потребителей равна предельным издержкам производства.
Если оплата чисто общественных благ будет осуществляться в соответствии с предельными выгодами от их использования, появляются мощные стимулы для сокрытия истинной информации и преуменьшения реальных размеров получаемых выгод. Поскольку потребители получают выгоды от чисто общественного блага независимо от того, платят они за него или нет, то возникает желание обойтись без лишних выплат, получить это благо даром. Такая ситуация получила название проблемы «безбилетника».
Данная проблема чаще возникает в больших, чем в малых группах потребителей, так как там труднее получить необходимую информацию о положении плательщиков. Допустим, путем простого опроса населения невозможно выяснить, сколько общественных благ производить и кто заинтересован в их производстве. Известным примером является случай уличного освещения. Если начать опрашивать жителей улицы, пытаясь выяснить потребность каждого человека в освещении и в зависимости от этой потребности определить его долю в финансировании производства данного блага, скорее всего, люди будут склонны скрывать свои истинные потребности, чтобы уклониться от уплаты или уменьшить ее. Очень велико искушение стать «безбилетником» и переложить бремя оплаты на других. В результате возникает опасность занижения объема производства блага в целом (в нашем примере улица может так и остаться неосвещенной).
В результате возникновения «проблемы безбилетника» производство чисто общественных благ бывает ниже эффективного, что обусловливает необходимость государственного участия в их производстве и финансировании. В свою очередь, государство вменяет в обязанности своим гражданам систематически оплачивать производство общественных благ в виде сбора налогов, что является экономическим рычагом воздействия при решении данной проблемы.