Вниманию студентов 1 курса Института экономики и управления!
Экономисты и коммерсанты участвуют в олимпиаде 10.12.2008 г. в ауд. 403. Заранее подготовьте бланк ответов, который можно взять распечатать на кафедре экономической теории - ауд. 512 - или скачать на сайте НовГУ в разделе кафедры экономической теории, где также можно посмотреть - что еще необходимо. Фихтнер О.А.
|
По результатам вашей посещаемости лекций и работы на семинарских занятиях были сформированы предварительные результаты, с которыми вы выходите на зачет. В пятницу (18.12) у нас состоится последнее семинарское занятие, которое может изменить текущий рейтинг как в сторону улучшения Вашей позиции, так и в обратную сторону. Если у кого-то отмечено, что для получения той или иной оценки по экономике необходимо "закрыть" какой-либо долг, то имеется в виду - без сдачи зачета, по текущим оценкам. Если эта оценка не совпала с Вашими ожиданиями - она может быть изменена без закрытия именно этого долга на устном зачете 25.12.2009.
С уважением, Фихтнер О.А.
|
Пересдача зачёта по дисциплинам «Экономика» и «Экономическая теория» состоится в пятницу 29 июня 2012 года:
10-00 – 12-00 студенты ФФС, ФЛМК
15-00 – 18-00 студенты ФЭК, ФУПР
|
Результаты сдачи зачета и списки для продолжающих сдавать зачет - на моей страничке.
Завтра - 5.06. - тестирование с 9-00 ауд. 313, 314.
|
На страничке появились результаты олимпиады по макроэкономике.
Во вторник, 29 мая 2012, состоится контрольное тестирование по курсу макроэкономики - в 9-00 - 11-00 в ауд. 313, 314.
|
На сайте появился обновленный список результатов РГР!
|
Первая лекция по экономике общественного сектора состоится 9 сентября.
|
Результаты допусков к зачету по экономике можно посмотреть на персональной странице - папка "Неэкономисты ИГУМ". Там же - вопросы к зачету. Подготовка к зачету - на основе лекций, практических занятий и методички "Курс современной рыночной экономики". Остальные студенты с зачетками и конспектом своих лекций могут подойти в четверг 03.06.2010 ауд. 512 с 9 до 12 ч. (ИЭУ ул. Псковская, 3), в пятницу 04.06.2010 ауд. 1305 с 12 до 14 ч. (ИГУМ, Антоново), вторник 08.06.2010, время и место сообщу дополнительно, далее - по расписанию сессии.
|
На сайте размещен обновленный (по состоянию на 1.06.2010 22-00) список замечаний по рефератам, список студентов на зачет и вопросы к зачету.
|
На сайте размещена информация по результатам рефератов. Доработанные рефераты - жду до следующего понедельника.
|
Студенты 1 курса экономического факультета и 2 курса юридического факультета могут сдать свои задолженности 11 января 2010 годв в 11-00 ауд. 512 (Псковская, 3) и далее по расписанию на январь, представленному на моей страничке.
|
По результатам сдачи зачета и допуска к экзамену 28.12.2009 г. студенты, оставшиеся с долгами, могут исправить эту ситуацию 11 января 2010 года в 11-00 ауд. 512 (Псковская, 3). Список должников смотри на моей страничке.
Всех с наступающим Новым годом и Рождеством Христовым!
|
Вниманию студентов 1 курса экономического факультета и 2 курса юридического факультета!
Свою задолженность - семинары, допуск по задачам, зачет (для юристов) можно сдать в понедельник - 28.12.2009 г. с 10-00 до 14-00 в ауд. 512 ИЭУ (Псковская, 3). Дальнейшие сроки сдачи задолженности будут сообщены дополнительно (после Нового года).
Всех с наступающим Новым 2010 годом!
|
Зачет начнется с 10-00 в аудитории 426. В это же время можно сдавать долги.
|
Уважаемые студенты!
Ваше домашнее задание - 4 семинар из методического пособия. Он следует за 3 семинаром так же, как занятия идут одно за другим. Напоминаю о необходимости регулярной продготовки домашнего задания.
|
В связи с новым расписанием занятий по экономике (практические занятия) к пятнице необходимо подготовить темы:
1. Анализ спроса и предложения
2. Эластичность
3. Государственное вмешательство в рыночное ценообразование
Будет опрос + самостоятельная работа
|
Задание для 1 семинара студентам экономического факультета.
Вопросы для самостоятельной подготовки к семинарскому занятию выглядят следующим образом (скорректированные вопросы методички):
1. Предмет и методы экономической теории.
2. Базовые понятия экономической теории. Основные экономические проблемы любого общества.
3. Кривая производственных возможностей (Этот вопрос дома готовить не надо, разберем на занятии!!!).
4. Типы экономических систем. Рынок. Условия функционирования рынка. Проблемы и недостатки рыночной системы
5. Экономические агенты. Кругооборот деловой активности. Трансакционные издержки.
Дополнительная информация, охватывающая недостающий в лекциях материал, находится на моей персональной странице в папке «Учебный процесс», файл «Понятия».
Вопрос «Кривая производственных возможностей» рассмотрим на занятии + прорешаем приведенные в методичке задачи.
|
Студенты экономического факультета 1 курса!
Фихтнер О.А. принимает пересдачу дисциплины "Экономическая теория" в пятницу, 3 июля 2009 г. в 11-00, ауд. 512.
В это время можно сдать все свои долги - практики, РГР, допуск по задачам и, конечно, экзамен. Студенты заочного отделения также могут сдавать долги в этот день.
|
Для подготовки к экзамену дополнительная информация по некоторым выпросам размещена на моей персональной странице в папке "Учебный процесс". Там же вы найдете вопросы к экзамену
|
Вниманию тех, кто ещё не получил на доработку свою работу с моими замечаниями!
В связи с техническими трудностями, я выкладываю ваши работы на своей страничке в папку РГР. На доработку этих замечаний вам отводится неделя с момента появления вашей работы в этой папке!
|
Напоминаю, что к 25 марта (среда) вы должны сдать расчетно-графические работы. Обязательным требованием является электронная версия документа.
С уважением, Фихтнер Оксана Анатольевна
|
Внимание!!! Перечисленные студенты имеют задолженность по ЭТ по результатам сессии:
8431
Антонова Алина
Головина Виктория
Гончаренко Иван
Ерошенко Наталья
Ларионова Ольга
Мухлисова Елена
Пылыпчая Антонина
Шестакова Наталья
8432
Александрова Ирина
Антоновский Кирилл
8433
Андреев Артем
Давыдов Дмитрий
Дзаурова Фариза
Дёмкин Андрей
Маркова Наталья
Соболева Анастасия
Сурсков Павел
Трофимова Валерия
Ульянин Сергей
Широкая Ирина
8434
Биктимиров Сабир
Гавриловец Светлана
Иванова Екатерина
Михайлов Кирилл
Самуленкова Ольга
Семенов Артем
Смирнова Екатерина
Шведкова Мария
8271
Балашова Анастасия
Белова Светлана
Евстигнеева Юлия
Жадан Александр
Земцов Антон
Кознин Федор
Кубасов Дмитрий
Макаров Игорь
Печенкина Ирина
Утробина Анна
Коваль
Указанные студенты могут сдать эту задолженность 10.02.2009 – в 13-00.
|
Производство общественных благ
Организация производства общественных благ относится к числу наиболее важных экономических функций государства в рыночной экономике. Общественными называются такие блага, главной характеристикой которых является неисключаемостъ из потребления и несоперничество в потреблении. К числу общественных благ относятся некоторые материальные объекты, но чаще это блага нематериальные, не похожие на обычные товары. Тем не менее это вполне реальные экономические блага, поскольку, с одной стороны, они обладают полезностью для потребителей, а с другой - их создание требует затрат ресурсов, которые могли бы быть использованы для производства других благ. К общественным благам можно отнести установление правопорядка (конституционных и иных норм) и прав собственности, что является предпосылкой нормальной работы рыночного механизма.
Существуют чистые и смешанные общественные блага. Чистые общественные блага – это такие блага, которые потребляются всеми людьми независимо от их оплаты. Классическим примером чистого общественного блага является национальная оборона, городское освещение, маяки, научные знания (при бесплатном образовании) и т.д. Напротив, чистые частные блага – это блага, приносящие полезность только покупателю, купившему их на рынке и имеющему исключительное право на использование этих благ и получение связанных с ними выгод. Цены на чистое общественное благо вообще не существует, так как это благо не может быть продано поштучно. Все люди получают полезность от совокупного объема предложения. Все чистые общественные блага обладают двумя вышеуказанными свойствами в ярко выраженной степени. Рассмотрим их подробнее:
1. Такие блага могут входить одновременно в несколько функций потребления, т.е. потребляются многими людьми без ущерба друг другу - свойство несоперничества в потреблении. Данное означает, что при данном объеме блага его потребление одним человеком не снижает его доступности для других. Несоперничество - это, по сути, предельный случай положительного внешнего эффекта. Множество людей совместно и одновременно пользуются защитой от пожаров и военного нападения, и нельзя сказать, кто из них «основной» получатель услуги, а кому достается внешний эффект. Численность пользователей может расти при стабильном уровне производства общественных благ. Предельные издержки предоставления дополнительному потребителю права получить выгоду от чистого общественного блага равны нулю. Это имеет место потому, что никто не проигрывает, когда еще один потребитель получает выгоды от данного объема чистого общественного блага. Потребление чистого частного блага, напротив, связано с конкуренцией. Потребители конкурируют за наличные объемы такого блага. Когда потребление блага предполагает конкуренцию, покупатели знают, что они должны соперничать друг с другом за право получения наличных объемов данного блага.
2. Потребление чистых общественных благ не является исключительным правом, или, как говорят, они обладают неисключаемостью в потреблении. Это означает, что потребители, не желающие платить за такие блага, не могут быть лишены возможности их потребления. Неисключаемость означает, что производитель не имеет реального выбора, предоставлять ли благо только тем, кто за него платит, или всем желающим. Говоря точнее, характер блага не позволяет предотвратить его потребление индивидом, не выполняющим требования, которые предъявляет или хотел бы предъявить поставщик. Наиболее яркий пример товара, для которого невозможно ограничение числа пользователей, - национальная оборона.
Свойства общественных благ внутренне взаимосвязаны. По-видимому, все производимые людьми блага, обладающие неисключаемостью, характеризуются в то же время и несоперничеством в потреблении. Чем сильнее выражено несоперничество, тем, при прочих равных условиях, вероятнее неисключаемость. На практике, как правило, лишь небольшое число благ обладает всеми свойствами чистых общественных благ.
Разным общественным благам в неодинаковой мере присущи свойства несоперничества в потреблении и неисключаемости. Те, у которых хотя бы одно из свойств выражено в умеренной степени, называются смешанными общественными благами. Исключаемые общественные блага - это такие блага, потребление которых неизбирательно, но для которых издержки операции по ограничению доступа к ним потребителей сравнительно низкие. Эти блага могут предлагаться фирмам, действующим с целью извлечения прибыли. Исключаемые общественные блага, или общественные блага с ограниченным доступом - это такие блага, на которые легко назначить цену. Примером такого блага являются прививки. Другой пример - школьное обучение.
Перегружаемые общественные блага - это такие блага, потребление которых неизбирательно только вплоть до определенного количества увеличивающихся потребителей. Для достижения эффективности необходимо, чтобы такие блага оценивались по возможности в соответствии с предельными издержками во избежание их перегрузки.
Оптимальный объем производства частного блага определяется сравнением предельного выигрыша от производства дополнительного товара с предельными издержками производства этого товара. Эффективность достигается тогда, когда предельный выигрыш и предельные издержки равны. Тот же принцип примерим и к общественным благам, но метод анализа при этом иной. Эффективный объем производства общественного блага достигается в том случае, если сумма предельных выигрышей его потребителей равна предельным издержкам производства.
Если оплата чисто общественных благ будет осуществляться в соответствии с предельными выгодами от их использования, появляются мощные стимулы для сокрытия истинной информации и преуменьшения реальных размеров получаемых выгод. Поскольку потребители получают выгоды от чисто общественного блага независимо от того, платят они за него или нет, то возникает желание обойтись без лишних выплат, получить это благо даром. Такая ситуация получила название проблемы «безбилетника».
Данная проблема чаще возникает в больших, чем в малых группах потребителей, так как там труднее получить необходимую информацию о положении плательщиков. Допустим, путем простого опроса населения невозможно выяснить, сколько общественных благ производить и кто заинтересован в их производстве. Известным примером является случай уличного освещения. Если начать опрашивать жителей улицы, пытаясь выяснить потребность каждого человека в освещении и в зависимости от этой потребности определить его долю в финансировании производства данного блага, скорее всего, люди будут склонны скрывать свои истинные потребности, чтобы уклониться от уплаты или уменьшить ее. Очень велико искушение стать «безбилетником» и переложить бремя оплаты на других. В результате возникает опасность занижения объема производства блага в целом (в нашем примере улица может так и остаться неосвещенной).
В результате возникновения «проблемы безбилетника» производство чисто общественных благ бывает ниже эффективного, что обусловливает необходимость государственного участия в их производстве и финансировании. В свою очередь, государство вменяет в обязанности своим гражданам систематически оплачивать производство общественных благ в виде сбора налогов, что является экономическим рычагом воздействия при решении данной проблемы.
|
Внимание, по состоянию на 12.01.2009 г. перечисленные студенты не имеют допуска к экзамену:
8431
Гончаренко Иван – 9 неделя + 1 семинар (5,6,7)
Мухлисова Елена – 9 неделя + 1 семинар (5,6,7) + допуск по задачам
Ларионова Ольга – допуск по задачам
Одоров Юрий – допуск по задачам
8432
Антоновский Кирилл – 9 неделя + 1 семинар (5,6,7) + допуск по задачам
Иванов Артём – 1 семинар (5,6,7)
Короткова Екатерина – 1 семинар (5,6,7)
8433
Давыдов Дмитрий – 1 семинар (5,6,7)
Дзаурова Фариза – 1 семинар (5,6,7) + допуск по задачам
Дёмкин Андрей – 9 неделя
Маркова Наталья – допуск по задачам
Соболева Анастасия – 1 семинар (5,6,7)
Сурсков Павел – 9 неделя
Ульянин Сергей – 1 семинар (5,6,7)
8434
Биктимиров Сабир – 1 семинар (5,6,7) + допуск по задачам
Гавриловец Светлана – 2 семинара (5,6,7) + допуск по задачам
Михайлов Кирилл – 1 семинар (5,6,7)
Смирнова Екатерина – 9 неделя + 1 семинар (5,6,7)
Шведкова Мария – 9 неделя + 1 семинар (5,6,7) + допуск по задачам
8271
Земцов Антон – 1 семинар (5,6,7) + допуск по задачам
Кознин Федор – 1 семинар (5,6,7)
Жадан Александр – 1 семинар (5,6,7) + допуск по задачам
Макаров Игорь – 1 семинар (5,6,7) + допуск по задачам
Утробина Анна – 1 семинар (5,6,7) + допуск по задачам
Указанные студенты могут закрыть данные пропуски и получить допуск к экзамену:
12.01.2009 – 11-00 – 13-00 в ауд. 512,
13.01.2009 – 11-00 – 13-00 в ауд. 512,
18.01.2009 – 13-00 – 15-00 в ауд. 508,
20.01.2009 – 13-00 – 15-00 в ауд. 508,
а также на консультациях и экзаменах по ЭТ своей группы.
|
Внимание, перечисленные студенты не имеют допуска к экзамену:
8431
Гончаренко Иван – 9 неделя + 1 семинар (5,6,7)
Мухлисова Елена – 9 неделя + 1 семинар (5,6,7)
Тихонов Александр – 1 семинар (5,6,7)
Товмасян Гор – 1 семинар (5,6,7)
допуск по задачам – все студенты данной группы
8432
Антоновский Кирилл – 9 неделя + 1 семинар (5,6,7) + допуск по задачам
Иванов Артём – 1 семинар (5,6,7) + допуск по задачам
Короткова Екатерина – 1 семинар (5,6,7)
Ширяев Михаил – допуск по задачам
8433
Гопаненко Валерия – допуск по задачам
Давыдов Дмитрий – 1 семинар (5,6,7) + допуск по задачам
Дзаурова Фариза – 1 семинар (5,6,7) + допуск по задачам
Дёмкин Андрей – 9 неделя + допуск по задачам
Маркова Наталья – допуск по задачам
Соболева Анастасия – 1 семинар (5,6,7)
Сурсков Павел – 9 неделя + допуск по задачам
Ульянин Сергей – 1 семинар (5,6,7) + допуск по задачам
8434
Биктимиров Сабир – 1 семинар (5,6,7)
Гавриловец Светлана – 2 семинара (5,6,7)
Михайлов Кирилл – 1 семинар (5,6,7)
Смирнова Екатерина – 9 неделя + 1 семинар (5,6,7)
Шведкова Мария – 9 неделя + 1 семинар (5,6,7)
допуск по задачам – все студенты данной группы
8271
Артемьева Алеся – допуск по задачам
Денисевич Александра – допуск по задачам
Земцов Антон – 1 семинар (5,6,7) + допуск по задачам
Кознин Федор – 1 семинар (5,6,7) + допуск по задачам
Кубасов Дмитрий – 1 семинар (5,6,7) + допуск по задачам
Жадан Александр – 1 семинар (5,6,7) + допуск по задачам
Макаров Игорь – 1 семинар (5,6,7) + допуск по задачам
Печенкина Ирина – допуск по задачам
Степанов Виктор – 1 семинар (5,6,7) + допуск по задачам
Утробина Анна – 1 семинар (5,6,7) + допуск по задачам
Указанные студенты могут закрыть данные пропуски и получить допуск к экзамену:
29.12.2008 – 11-00 – 13-00 в ауд. 512,
11.01.2009 – 11-00 – 13-00 в ауд. 512,
12.01.2009 – 11-00 – 13-00 в ауд. 512.
ВСЕХ С НОВЫМ ГОДОМ!!!
|
СЕМИНАР 1: ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ И ПОНЯТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАУКИ
Вопросы для подготовки
1. Предмет и методы экономической теории.
2. Базовые понятия экономической теории. Основные экономические проблемы любого общества.
3. Кривая производственных возможностей – сущность модели, графическая трактовка. Альтернативные издержки. (НАЙТИ МАТЕРИАЛ И ПОДГОТОВИТЬ САМОСТОЯТЕЛЬНО!!!)
4. Типы экономических систем. Рынок: условия его функционирования, проблемы и недостатки рыночной системы. (НАЙТИ МАТЕРИАЛ И ПОДГОТОВИТЬ САМОСТОЯТЕЛЬНО!!!)
5. Экономические агенты. Кругооборот деловой активности.
Решение задач
ЗАДАЧА №1. На острове с тропическим климатом живут пять человек. Они занимаются сбором кокосов и бананов. В день каждый человек собирает либо 20 кокосов, либо 10 бананов.
1). Начертите кривую производственных возможностей этого острова.
2). Предположим, на остров завезена техника, с помощью которой каждый из 5 жителей ежедневно может собирать уже 28 кокосов. Как изменится положение КПВ экономики этого острова?
ЗАДАЧА № 2. Найдите точки на графике для следующих комбинаций производства двух товаров и определите – эффективный, не эффективный и невозможный варианты производства:
• 60 кинокамер и 200 часов (вариант производства А)
• 60 часов и 80 кинокамер (В)
• 300 часов и 35 кинокамер (С)
• 300 часов и 40 кинокамер (Д)
• 55 часов и 150 кинокамер (Е)
1). Предположим, что в обществе производится 300 часов и 40 кинокамер, но спрос на кинокамеры вырос на 20 единиц. На сколько единиц необходимо сократить производство часов, чтобы удовлетворить этот спрос?
2). На сколько единиц сократится производство часов, чтобы удовлетворить спрос на кинокамеры, увеличившийся еще на 20 единиц?
ЗАДАЧА №3. Фирма « Х» производит двери и рамы. При изменении количества ресурсов существуют следующие сочетания объемов выпуска за год.
Вариант производства Рамы, ед. Двери, ед.
А 147 55
Б ? 40
Каковы альтернативные издержки при увеличении производства рам на 18 единиц.
ЗАДАЧА №4. Таблица производства при данных запасах производственных ресурсов на предприятии «Х»:
Вариант производства Холодильники, шт. Пылесосы, шт.
А 0 340
Б 200 300
В 400 250
Г 600 150
Д 800 0
1). Изобразить график КПВ.
2). Показать трансформацию КПВ, если:
- усовершенствовалась технология производства холодильников
- усовершенствовалась технология производства пылесосов.
3). Определить альтернативные издержки:
- при переходе из А в Д (А→Б, Б→В, В→Г……)
- при переходе из Д в А (Д→Г, Г→В, В→Б……)
Сделать вывод, обобщив результаты.
Темы для докладов
1. Экономический человек и рациональное экономическое поведение.
2. Значение экономической политики в условия реформ.
3. Экономические теории Древнего мира (Китай, Индия, Египет, Рим).
4. Выдающиеся русские экономисты.
5. Лауреаты нобелевской премии по экономике.
Учебная литература
1. Гальперин В.М., Игнатьев С.М., Моргунов В.И. Микроэкономика. В 2-х т., т. 1, гл. 1.
2. Долан Э.Дж., Линдсей Д. Микроэкономика. С. 7-30, 81-103.
3. Курс экономической теории. Учебник. Изд. Киров. С. 15-73.
4. Курс экономической теории. Учебник. Изд. 5-е, исправл., допол. и переработ. / Под общей ред. Чепурина М.Н., Киселевой Е.А. – Киров, «АСА», 2004, гл.2-4.
5. Макконнелл К., Брю С. Экономикс: принципы, проблемы и политика. Т.1, гл. 2.
6. Микроэкономика / Под ред. Яковлевой Е.Б. Гл. 1.
7. Нуреев Р.М. Основы микроэкономики. Гл. 1-2.
8. Пиндайк Р.С., Рубинфельд Д.Л. Микроэкономика. Гл. 1.
9. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. Гл. 1-2.
10. Хейне П. Экономический образ мышления. Гл. 1.
Дополнительная литература
1. Балашова Е., Финн Кюдланд, Эдвард Прескотт: движущие силы экономических циклов (Нобелевская премия 2004 г. по экономике) // ВЭ, 2005, №1.
2. Замулин О. Уроки Фелпса - для мира и для России (Нобелевская премия 2006 г. по экономике)//ВЭ -2007. - №1 - С.55-65
3. Белянин А. Дэниел Канеман и Вернон Смит: экономический анализ человеческого поведения (Нобелевская премия за чувство реальности) // ВЭ, 2003, №1.
4. Бузгалин А.В., Колганов А.И. Сравнительный анализ экономических систем: методология и теория (материалы спецкурса) Часть 1, 2, 3 // Вестник МГУ: Эк-ка, 2002, №3-5.
5. Бузгалин А., Колганов А. Экономика: "периодическая система элементов" (к вопросу о структуризации и типологизации экономических систем) // ВЭ, 2001, №12.
6. Кульков В.М. Национальный контекст экономической теории: прошлое и настоящее // Вестник МГУ: Эк-ка, 2004, №3.
7. Колганов М. Особенности предпринимательства в переходной экономике // Экономист, 1999, №1.
8. Корнаи Я. Социалистическая система. Политическая экономия коммунизма // ВЭ, 2000, №11.
9. Любимцева С. Законы структурной эволюции экономических систем // Экономист, 2003, №10.
10. Ляско А. Доверие и трансакционные издержки // ВЭ, 2003, №1.
11. Нобелевские лауреаты по экономике и российские экономические школы (о международном симпозиуме, сентябрь 2003 г.) // ВЭ, 2003, №12.
12. Олейник А. Учебно-методическое пособие. Тема 5. Теорема Коуза и трансакционные издержки // ВЭ, 1999, №5.
13. Осадчая И. Нобелевская премия по экономике 2004 года // МЭиМО, 2005, №3.
14. Пороховский А. Российская рыночная модель: путь реализации // ВЭ, 2002, №10.
15. Радаев В.В. Важные условия развития экономической теории // Вестник МГУ: Эк-ка, 2004, №3.
16. Сухарев О. Современные концепции хозяйственного развития // Экономист, 2003, №7.
17. Устиян И. Лауреаты Нобелевской премии по экономике за 30 лет // Экономист, 2000, №9.
18. Фролова Н.Л. Эволюционный подход в экономической теории нововведений и проблема метода экономического анализа // Вестник МГУ: Эк-ка, 2002, №5.
----------
ВЭ – журнал «Вопросы экономики»,
МЭиМО – журнал «Мировая экономика и международные отношения» (они есть в нашей библиотеке)
Также приветствуются любые другие источники информации!
|
ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ ПО МАКРОЭКОНОМИКЕ
(преподаватель Фихтнер О.А., 2007-2008 уч.г., очное отделение)
1. Основные макроэкономические показатели: ВНП, ВВП. Методы расчета ВНП (ВВП): по доходам, по расходам, по добавленной стоимости.
2. Основные макроэкономические показатели: Чистый национальный продукт (ЧНП). Национальный доход (НД). Полученный доход (ПД). Личный располагаемый доход (ЛРД).
3. Номинальный и реальный ВНП. Дефлятор ВНП. Индекс потребительских цен. Отличие дефлятора от индекса потребительских цен.
4. Основные макроэкономические тождества.
5. Модель AD-AS: анализ совокупного спроса. Ценовые и неценовые факторы AD. Графическая трактовка.
6. Модель AD-AS: анализ совокупного предложения. Ценовые и неценовые факторы AS. Графическая трактовка.
7. Макроэкономическая нестабильность: экономический цикл. Виды циклов.
8. Фазы циклов. Теории экономических циклов.
9. Макроэкономическая нестабильность: безработица. Виды безработицы.
10. Государственное регулирование занятости. Социально-экономические последствия безработицы. Закон Оукена.
11. Макроэкономическая нестабильность: инфляция. Различные трактовки инфляции.
12. Виды и социально-экономические последствия инфляции.
13. Взаимосвязь инфляции и безработицы. Кривая Филлипса в коротком и длительном периоде. Графическая трактовка.
14. Классическая макроэкономическая модель: основные постулаты, уравнения модели, графическая трактовка.
15. Кейнсианская революция: основные предпосылки и постулаты.
16. Функция потребления и сбережения Кейнса. Графическая трактовка.
17. Кейнсианская модель макроэкономического равновесия – кейнсианский крест. Инфляционный и рецессионный разрыв. Графическая трактовка.
18. Функция инвестиций Кейнса. Виды инвестиций. Модель «инвестиции-сбережения». Графическая трактовка.
19. Инвестиции и сбережения. Инфляционный и дефляционный (рецессионный) разрыв. Графическая трактовка.
20. Макроэкономическое равновесие на товарном рынке: кривая IS. Графическая трактовка.
21. Эффекты мультипликатора и акселератора. Парадокс бережливости. Графическая трактовка.
22. Финансы. Государственные финансы. Государственный бюджет и его структура.
23. Сущность, функции и виды налогов. Элементы налогов.
24. Принципы налогообложения. Кривая Лаффера. Графическая трактовка.
25. Дефицит государственного бюджета. Виды дефицита, факторы, усложняющие подсчет бюджетного дефицита.
26. Теоретические подходы к проблеме балансирования государственного бюджета. Понятие государственного долга.
27. Понятие, цели и инструменты фискальной политики. Виды фискальной политики.
28. Эффекты фискальной политики (мультипликатор государственных расходов, налоговый мультипликатор, мультипликатор сбалансированного бюджета). Взаимосвязь фискальной политики с экономическими циклами.
29. Деньги и их функции. Эволюция денег. Денежные агрегаты.
30. Финансовый рынок и его структура. Денежный рынок. Рынок капитала. Рынок ценных бумаг.
31. Кредитно-денежная система. Структура современной кредитно-денежной системы. Центральный банк и его функции.
32. Коммерческие банки. Виды и функции.
33. Спрос на деньги. Теории спроса на деньги. Равновесие на денежном рынке. Графическая трактовка.
34. Предложение денег. Денежная база. Депозитный (банковский) мультипликатор и денежный мультипликатор.
35. Понятие, цели и инструменты монетарной политики.
36. Основные направления и виды монетарной политики.
37. Кривая LM. Графическая трактовка.
38. Модель двойного макроэкономического равновесия IS-LM: основные уравнения модели, графическая трактовка.
39. Фискальная и монетарная политика в модели IS-LM. Ловушка ликвидности и инвестиционная ловушка. Графическая трактовка.
40. Понятие экономического роста. Факторы и виды экономического роста.
41. Проблема справедливого распределения доходов. Измерение неравенства в распределении доходов: кривая Лоренца, коэффициент Джини.
42. Структурная перестройка экономики в России. Переходная экономика: понятие, концепции, закономерности.
|
Кафедра экономической теории ИЭУ объявляет конкурс на лучшую студенческую научно-исследовательскую работу.
Положение о Конкурсе научно-исследовательских работ
студентов НовГУ по дисциплинам кафедры экономической теории ИЭУ
1. Общие положения.
Университетский Конкурс научно-исследовательских работ студентов университета и колледжей НовГУ (далее Конкурс) проводится кафедрой экономической теории (далее КЭТ) по трем направлениям:
1. для студентов экономических специальностей НовГУ,
2. для студентов неэкономических специальностей НовГУ,
3. для студентов многопрофильного колледжа НовГУ.
Сформирован оргкомитет и экспертный совет Конкурса, состоящий из ведущих преподавателей КЭТ. Председатель оргкомитета: заведующая КЭТ проф., д.э.н. Грекова Галина Ивановна.
2. Цели и задачи Конкурса.
Основные цели и задачи Конкурса:
1. Выявление и привлечение к профессиональной научно-исследовательской работе наиболее подготовленных, талантливых и профессионально ориентированных студентов;
2. Формирование и повышение заинтересованности студентов в получении знаний по актуальным проблемам российской и мировой экономики и активизация их научно-исследовательской деятельности в социально-экономической сфере.
3. Просветительская и профориентационная деятельность по пропаганде экономических знаний в рамках НовГУ, Великого Новгорода и Новгородской области.
3. Порядок организации и сроки проведения Конкурса.
Оргкомитет обеспечивает проведение Конкурса и утверждает состав экспертного совета, организует научные консультации по подготовке материала, анализу источников информации и формированию структуры научной работы. Основным критерием отбора работ для участия в Конкурсе является их соответствие «Требованиям к оформлению конкурсных (научно-исследовательских) работ» (приложение № 1).
Экспертный совет берет на себя функции конкурсной комиссии по оценке работ и выявлению победителей. Он осуществляет отбор лучших исследований и рекомендует их для участия в работе научной конференции в рамках Дней науки НовГУ.
Информация о Конкурсе, условиях и сроках его проведения, порядке проведения консультаций будет распространяться через сотрудников кафедры, размещаться на портале университета в блогах.
Заявки на участие в конкурсе принимаются до 3 марта 2008 года. В ней должна быть указана следующая информация: ФИО студента, № группы, факультет, институт, ФИО научного руководителя, название научной работы. Научные консультации проводятся с 1 по 25 марта.
Научно-исследовательские (конкурсные) работы предоставляются экспертной комиссии в срок до 1 апреля.
Заключительное мероприятие Конкурса по подведению итогов проводится в сроки проведения Дней науки НовГУ в апреле.
4. Итоги Конкурса и награждение победителей.
Итоги Конкурса объявляются в рамках работы секций КЭТ в рамках Дней науки НовГУ.
Система наград и поощрений победителей включает в себя дипломы I, II и III степени по каждому из трёх направлений Конкурса.
Приложение № 1
Требования к оформлению конкурсной научно-исследовательской работы
1. Название конкурсной работы необходимо указать жирным шрифтом. В правом верхнем углу титульного листа написать: фамилию, имя, отчество, название института (колледжа), факультета, специальности, группы.
2. Конкурсные работы принимаются в электронной форме и на бумажных носителях. Тексты – в форматах Word for Windows, шрифт Times New Roman, размер шрифта 14, через 1,5 интервала, со следующими полями: левое – 30 мм.; правое - 15 мм.; верхнее и нижние – 20 мм. Нумерация страниц внизу справа, сквозная и начинается с титульного листа, включая библиографический список и приложения. Номера страниц проставляются арабскими цифрами. Работа должна содержать ссылки. Объем текста доклада должен быть не менее 10 и не более 20 страниц формата А4. Объем приложений не ограничен.
После текста необходимо поместить информацию о контактном телефоне, адрес своей электронной почты.
3. Среди критериев повышающих уровень оценки работы:
- наличие в качестве приложения статистического материала, а также собственных аналитических материалов автора, разработанных в ходе подготовки исследований;
- использование новых компьютерных технологий для представления научно- исследовательских работ (презентация, электронное эссе и. т. д.).
4. Предлагаемую на конкурс работу просим выслать по электронной почте e- mail:
economteor97@mail.ru, строго до 1 апреля 2008 года. В теме письма просьба указать «Конкурс». На бумажном носителе работы сдавать в оргкомитет (ведущему преподавателю КЭТ). Телефон для справок – (8162) 770-449 (отв. секретарь Оргкомитета Фихтнер О.А.).
Научно-исследовательские работы, не имеющие отношения к проблематике конкурса, превышающие установленный объем, не имеющие электронного варианта в формате, совместимом с MS Word, оформленные с отступлениями от приведенных требований, не сопровождающиеся информацией об авторе или полученные после 1 апреля 2008 г. Оргкомитетом рассматриваться не будут.
|