Доцент философского факультета Максим Вячеславович Гуреев провёл новый социологический опрос по проблемам современного образования.
В конце сентября – начале октября наступившего учебного года по инициативе доцента кафедры теории, истории и философии культуры Максима Вячеславовича Гуреева в НовГУ был проведён его авторский социологический опрос на тему «Новые образовательные модули в ВУЗе», затрагивающий как частные методические аспекты учебного процесса в Российской Федерации, так и общие проблемы современной системы вузовского образования. Свои ответы попробовали выразить студенты, представляющие три факультета нашего университета (четыре кафедры, порядка 100 человек). Опрос проводился в закрыто-открытой форме (с предлагаемыми составителем вариантами ответов и без них) и содержал двенадцать основных позиций по тем или иным аспектам затрагиваемой темы.
I позиция.
При ответе на вопрос о том, знают ли они, что такое образовательный модуль,
35% учащихся отметили, что знают;
35% – что не в курсе вообще и
30% – что затрудняются ответить (имеют смутное представление о таковом, когда-то слышали о нём или на данный момент не помнят).
II позиция.
О том, из каких основных элементов состоит современный образовательный модуль,
не знают 60% опрошенных студентов;
затрудняются ответить (не помнят и т.п.) – 39%;
имеет более-менее отчётливое представление всего лишь один человек.
III позиция.
Достаточно вариативной оказалась частота, периодичность использования студентами НовГУ рабочих программ по разным дисциплинам:
никогда не обращались к данным документам (с немаловажными оговорками «пока не обращался» или «не пользуюсь в принципе») 30% опрошенных;
обращались редко и крайне редко – 23% (например, 4% из них ответили, что вплоть до настоящих дней пользовались данными документами всего лишь один-единственный раз; 6% – пользуются примерно раз в полгода);
несколько раз в семестр (например, один раз в месяц) рабочие программы задействует 12% учащихся;
несколько раз на протяжении одного месяца – 12%;
затрудняются ответить о периодичности (используют только в случае крайней необходимости – например, на педагогической практике) 12%;
довольно часто – 11% (из них один раз в неделю – 10%, ежедневно – 1%).
IV позиция.
Уровень осведомлённости студентов по поводу того, где можно скачать образовательные модули по разным дисциплинам отобразился следующим образом:
о том, что учебные материалы располагаются на сайтах различных ВУЗов, знают 53% опрошенных (в частности, сайт НовГУ в качестве полезного в этом плане ресурса указал 21% респондентов);
30% учащихся не в курсе того, где таковые располагаются;
11% – не помнят;
5% – не знают, но предполагают, что на сайте ВУЗа;
1 человек неожиданно указал ресурс Kombat.ru (ссылка на данный момент нерабочая …).
V позиция.
Следующий пункт опроса касался удовлетворённости студентов теми методическими рекомендациями, которые даются преподавателями на аудиторных занятиях в связи с подготовкой к практическим (семинарским и прочим) занятиям, сдаче зачётов, экзаменов и т.д.
60% опрошенных отметили, что вполне удовлетворены,
34% – что во многом конструктивный результат зависит от личности каждого конкретного педагога и специфики восприятия самого студента;
6% выразили свою неудовлетворённость на сей счёт.
VI позиция.
Отношение учащихся НовГУ к новым прозападным стандартам, внедряемым в классическую систему высшего образования Российской Федерации, статистически отобразилось следующим образом:
37% респондентов отметили свою неудовлетворённость таковым процессом (из них 2% констатировали свою крайнюю неприязнь к анализируемым объектам);
23% – удовлетворены им лишь отчасти (к чему-то относятся лояльно, а что-то могут аргументированно покритиковать);
14% – затрудняются ответить что-то определённое по этому поводу;
13% – не в курсе, о каких стандартах идёт речь;
13% – в принципе удовлетворены.
VII позиция.
О том, что такое «Болонский процесс»,
знают 30% опрошенных студентов;
не помнят – 24%;
не знают вообще – 46%.
VIII позиция.
О том, что такое двухступенчатая модель образования,
знают 43% респондентов;
не знают этого – 30%;
знают, но не помнят, затрудняются ответить – 27% (из них 4% путают магистратуру со специалитетом и магистратуру – с аспирантурой).
IX позиция.
Небезынтересные выводы респондентов по мысленному сравнительному анализу преимуществ и недостатков традиционной системы специалитета и двухступенчатой модели образования статистически отобразились следующим образом:
Среди аргументов в пользу специалитета были выражены следующие:
специалитет даёт полноценное высококачественное образование, а бакалавриат – лишь его сжатый, урезанный и поверхностный аналог (при том, что количество мест для желающих поступить в магистратуру и повысить свой уровень профессионализма крайне ограниченно в отличие от традиционной системы государственного заказа специалистов); больше шансов устроиться на желаемую ими работу имеют выпускники с дипломом специалиста, нежели бакалавры; экономия своего жизненного времени на образование по сравнению с магистрами; далеко не по всем специальностям и не во всех российских ВУЗах есть магистратура (что чревато, например, нежелательными миграциями); в отличие от внедрения в систему российского образования результатов Болонского процесса, классический специалитет гораздо более адаптирован к специфике российского рынка труда и социально-экономической обстановки в целом; по сравнению с бакалавриатом система специалитета даёт больше возможностей для чтения преподавателями полных, развёрнутых курсов, дисциплин и больше шансов для студентов усвоить необходимый материал. Кроме того, традиционная для России система высшего образования избавляет студентов, как выразились некоторые из них, не забивать себе голову лишними размышлениями о том, нужна ли им магистратура, и в силу своей здоровой «усреднённости» избавляет выпускников от излишних соперничества и бахвальства в отношениях друг с другом. Специалитет даёт также гораздо больше возможностей в плане успешной стыковки теоретических и прикладных занятий и прохождения различных видов практики на потенциальных местах будущей работы.
Среди аргументов в пользу двухступенчатой модели образования были выражены следующие:
экономия своего жизненного времени на образование с помощью бакалавриата; карьерный рост с помощью дополнительного образования в магистратуре (например, воспитатель детского сада может стать за счёт её окончания заведующим данного учреждения); упрощённая в содержательном плане учебная программа бакалавриата нередко даёт студентам возможность получать параллельно друг другу сразу два высших образования (правда, с оговоркой, что это всегда рискованно в плане сохранения качества); двухступенчатая модель даёт возможность окончить бакалавриат по одной специальности, а поступить в магистратуру по другой, что фактически обеспечивает выпускнику на итоговом выходе из университета два высших образования. Меньшая часть респондентов отметила необходимость учёта диалектики содержания образовательных программ и конкретного социально-исторического контекста – например, двухступенчатая модель может эффективно работать в условиях достаточно версифицированных рынка труда и экономики в целом, где каждый распоряжается своим жизненным выбором относительно свободно и имеет много выходов для нестандартных эффективных решений; в то время, как специалитет в буквальном смысле слова необходим устойчивым социально-экономическим и политическим системам, где, например, работает принцип государственного распределения выпускников по каналам имеющихся в наличии, гарантированных вакансий. Помимо этого, отдельные студенты указали на проблему социального расслоения населения по образовательному признаку (выражаясь утрированно: бакалавр – это «недо-специалист», а магистр – «пере-специалист»). С другой стороны, была выражена мировоззренческая позиция, согласно которой современное трудоустройство в гораздо большей степени зависит от специфики личностных качеств каждого конкретного выпускника и его коммуникативных связей, чем от вариации дипломов «бакалавр», «специалист» или «магистр».
Суммарные статистические итоги сравнения двух моделей образования получились следующие:
предпочтение в пользу системы традиционного специалитета выразили 45% респондентов (из них 18% считают бакалавриат «неполным высшим образованием»);
32% опрошенных учащихся затрудняются дать какой-либо однозначный ответ на вопрос о данном сравнении (из них 16% перечислили практически равное количество плюсов и минусов обеих моделей, не различают специфики того и другого 8%, а 6% – отобразили формулировку «без разницы»);
23% потенциальных выпускников более-менее осознанно предложили свои аргументы в пользу выбора двухступенчатой модели.
X позиция.
На вопрос о том, чего не хватает в современном учебном процессе российского ВУЗа,
самым проблемным моментом оказался маленький размер стипендий (24% респондентов).
Помимо этого, студенты выразили свои пожелания насчёт совершенствования оснащённости мультимедийными и прочими необходимыми техническими средствами, инструментами, а также общей комфортабельности аудиторий (15%).
Немалая часть студентов посетовала на недостаточное количество видов образовательной практики (музейной, педагогической, технологической, этнокультурологической и т.д.) и соответствующих для них часов (14%).
Также среди острых тем были выявлены нехватка мест в общежитиях и качество условий проживания в таковых (12%).
12% выразили некоторый личностный дефицит в максимально компетентных и дальновидных преподавателях.
Кто-то (9%) считает, что им явно не хватает аудиторных часов по истории религии, математике и другим социогуманитарным и техническим дисциплинам.
Часть респондентов (в частности, те из них, кто вынужден совмещать учёбу и работу) пожаловалась на шестидневный режим занятий, который не даёт полноценной возможности отдохнуть, иногородним навестить близких, подготовить высококачественные доклады по различным дисциплинам или выделить целый день под дополнительные заработки (9%).
Немаловажный аспект, касающийся отхода реального учебного процесса в сторону неэффективных шаблонов от его декларируемой гуманистической, учитывающей личностные потребности конкретного студента, направленности, выразили 8% (из них 6% имеют желание заниматься по нестандартным педагогическим методикам).
Ещё 7% выразили определённую критику или скепсис по поводу невостребованности некоторой части специальностей, отсутствия или недостаточного количества вакансий для очевидных общественно полезных профессий (1% из них маркировали парадокс в размере оплаты труда: представители рабочих специальностей без высшего образования зарабатывают в несколько раз больше, чем специалисты, окончившие высшую школу).
6% страдает от актуального дефицита и усугубляющегося урезания бюджетных мест для обучения.
Определённую часть студентов (3%) достаточно сильно волнуют вопросы проведения культурно-оздоровительного досуга (развивающие секции, спортзалы, бассейны, развлекательные мероприятия, открытые публичные лекции, культпоходы, туристические поездки и т.д.), которые явно нуждаются в систематической, а не фрагментарной проработке.
3% недостаточно мест, адекватных цен и качества питания в университетских столовых.
3% не хватает необходимых по учёбе книг в университетских библиотеках.
3% респондентов не хватает стабильности в расписании занятий (конкретные часы и равномерность их распределения по дням недели) для того, чтобы адаптировать режим своей университетской активности к более-менее систематическим заработкам и другим серьёзным делам.
2% выразили заинтересованность в большей свободе посещаемости занятий (1% из них отметили то, что некоторые преподаватели нередко обращают больше внимания на этот нюанс учебного процесса, чем на качество сформированных у студентов в аудитории знаний).
Определённой части опрошенных недостаточно актуальных научно-образовательных программ по обучению за границей (2%).
1% недостаточно поощрений (материальных, моральных символических …) в адрес студенческой активности.
1% пожаловались на уровень чистоты и отсутствие гигиенических средств (мыла, туалетной бумаги) в туалетных комнатах.
1% вполне объективно отметили нестыковку режима работы гардеробов и реального окончания аудиторных занятий.
1% учащихся не хватает раздаточных материалов для конкретных занятий, тиражирование которых должно осуществляться за счёт средств университета.
1% отметили заниженную степень финансирования деятельности конкретно Гуманитарного института НовГУ.
3% затрудняются ответить, чего им не хватает в учебном процессе.
Всем довольны 6%.
Подытоживая данную позицию опроса, следует заострить внимание на том, что один и тот же респондент мог в свободном режиме самовыражения указать сразу на несколько проблем.
XI позиция.
На вопрос о том, что является, на их взгляд, излишним в современной системе высшего образования в России,
16% респондентов ответили, что некоторая часть непрофильных предметов (из них 3% указал проблему дублирования одной и той же информации в разных дисциплинах).
12% (в основном среди гуманитариев) посетовали на излишнее количество часов и степень сложности по безопасности жизнедеятельности, валеологии, информатике, математике, механике, физической культуре и электрорадиотехнике.
7% не устраивает система ЕГЭ при поступлении (взамен студенты предлагают вернуть традиционную систему собеседований, выявляющую объективный уровень интереса абитуриентов к выбранной ими специальности и отсеивающую несознательных, «случайных», личностей, которые напрасно занимают временами бюджетные места).
5% не устраивает модернизированная рейтинговая система выставления учебных баллов (в частности, новые, технологизированные, методы сбора и проверки выполненных домашних заданий; недовольство системой тестирования, которая в отличие от прямого собеседования, не всегда объективно оценивает знания студентов).
5% респондентов считает устаревшими стереотипные «советские» взгляды некоторых преподавателей и их специфическую педагогическую методику, выражает заинтересованность в увеличении количества профессиональных молодых кадров.
4% недовольны излишним, на их взгляд, увеличением платных мест в ущерб бюджетным местам, а также гипертрофированный уровень стоимости обучения по разным специальностям.
3% респондентов отметили, что в НовГУ неоправданно много начальников и руководящих должностей, есть излишние дублирования административных функций разными людьми.
2% выразили свою неудовлетворённость в связи с необходимостью перемещения из одного учебного корпуса университета в другой на протяжении рабочего дня.
2% возмущены определёнными бюрократизмами: сбором большого количества справок по разным вопросам и т.д.
2% недовольны часто проводимыми реформами образования, к которым ни их предшественники, ни они сами не успевают адаптироваться (как выразился 1% из них, современные студенты не столько получают высококачественные знания, сколько просто пытаются выжить, учатся «выкручиваться из сложных ситуаций»).
2% студентов явно недоволен лишением академической стипендии из-за невысокой успеваемости по непрофильным для них предметам.
1% считает, что излишним является содержание студенческого союза, деятельность которого требует немалых, на их взгляд, затрат университета; выделяемые на студсоюз средства респонденты предлагают направить на эффективную систему усиления стипендий.
1% предлагают отказаться от традиционной системы сдачи зачётов и экзаменов по билетам.
1% выразили желание отказаться от некоторых устаревших педагогических методик (в частности, по иностранному языку, где, на их взгляд, слишком много теории в ущерб реальным разговорным практикам).
1% респондентов кажутся излишними некоторые требования, предъявляемые к ним преподавателями физической культуры (в частности, отмечены повышенные риски простудных заболеваний для поющих студентов, получающих музыкальное образование, из-за занятий на улице).
1% выразили свою острую критику в адрес правительства, которое каждый год сокращает количество ВУЗов, их филиалов и конкретных специальностей, маркируя тем самым свою незаинтересованность в достойном развитии региональных ВУЗов и российских регионов в целом.
1% респондентов критикует зацикленность большинства работодателей на престиже «корочек» в ущерб объективному восприятию и особенностей трудоспособности самой личности выпускника.
1% маркировали своим ответом перенасыщенность российского рынка труда определёнными специальностями в то время, как другие специальности в буквальном смысле слова вымирают из-за падения их авторитета в обществе и крайне низкого размера оплаты труда.
1% крайне недовольны тем фактом, что в России есть немало возможностей просто купить диплом.
8% затрудняются ответить.
6% всё устраивает: они не видят никаких излишеств, ничего устаревшего, неконструктивного, неэффективно функционирующего.
XII позиция.
Характеристика, данная опрошенными учащимися современной системе российского образования в целом, следующая:
24% оценивают качество российского образования как удовлетворительное (в частности, 3% из них принципиально убеждены в том, что советское образование было лучше; 1% из них отмечает, что оно актуально только на внутрироссийском уровне, но практически не котируется за рубежом; 1% предложил достаточно провокационную формулировку «сойдёт для сельской местности»).
13% считают, что качество современного российского образования можно охарактеризовать как хорошее и, будучи удовлетворены таковым (большим количеством интересных для них дисциплин, адекватной профессиональной практикой, наличием высококвалифицированных преподавателей, разнообразием библиотечного фонда и т.д.), не считают необходимым высказывать какие-либо особенные предложения по его совершенствованию.
11% оценивают состояние современной системы российского образования как неудовлетворительное, указывая на неэффективные или даже абсурдные реформы Министерства образования, на неоправданное калькирование западной системы, а также на ущербную систему контроля качества образовательного процесса (что может осложняться, в частности, коррумпированностью самих контролирующих структур) (4% из них отмечает, что в немалой степени низкий уровень образования зависит и от некоторой безответственности самих студентов).
6% респондентов затрудняются охарактеризовать объективное состояние отечественных ВУЗов (1% из них отмечают неоднозначность такового, 1% «не с чем сравнивать»).
Среди предложений по совершенствованию системы российского образования опрошенные студенты высказали необходимость повышения уровня работы региональных ВУЗов, который не должен, на их взгляд, отставать от уровня столичных учреждений. Это касается и совершенствования материально-технического обеспечения аудиторных фондов; и повышения уровня зарплат педагогов (что в определённой степени способно снизить риски потенциальной или издержки реальной коррупции); и увеличения размеров обычных стипендий и средств стимулирования научно-учебной и общественной деятельности студентов; и налаживания межкультурных и научных связей с широким кругом зарубежных ВУЗов, а не только с их ограниченным, «удобным» для узкой конъюнктуры перечнем. Кроме того, особенное внимание некоторые студенты предложили обратить на большое количество выпускников ВУЗов при маленьком количестве высококачественных специалистов из их числа. На их взгляд, высшее образование должно вернуться на свои объективно элитарные позиции, как в советский период истории России, а не просто гарантировать выпускникам с помощью дипломных документов символический статус, искусственно поддерживаемый с помощью расширенной рекламы ВУЗов. Отдельно респонденты отметили необходимость для нашей Страны «держать своё лицо», не терять собственной культурно-исторической уникальности под натиском повсеместно насаждаемых прозападных псевдоценностей. Некоторые заострили внимание на необходимости совершенствования системы патриотического воспитания, основанного не на политической, а на истинно гуманистической культурной цензуре, вырабатывающей адекватные фильтры для полезной информации и табуирующей потоки информации деструктивной (вкупе с современными фальсификациями СМИ). Один из студентов в качестве положительных международных примеров выделил опыт Китая и Японии, которые дают образцы жёсткой образовательной дисциплины, достаточно эффективно обеспечивающей эффективность усвоения знаний и дальнейшего профессионального труда. Именно такие объективные условия будут способствовать повышению мотивации к обучению.
Среди сильных сторон отечественного высшего образования студенты, несмотря на увиденные ими сложные и неоднозначные метаморфозы и погрешности всей системы, отмечают: сохранение определённой части бюджетных мест; возможность трудоустройства при сильной мотивации личности конкретного выпускника; актуальные возможности побывать в зарубежных ВУЗах по программам межкультурного обмена; факт того, что, несмотря на мизерные зарплаты, в ВУЗах продолжают работать преподаватели с большим профессиональным опытом и даже международным признанием.