Всем известно, что самой бесправной и униженной категорией населения нашей страны являются дети. Детство, как позорный столб, как увечье какое-то, вызывает непонятную брезгливость, пренебрежение и даже презрение у “взрослых”. Удивлением для меня стало то, что подобное отношение к молодости тянется до самого университета. Пусть вас не обманывает большая надпись над входом “Приветствуем будущих студентов НовГУ”. Неуставные отношения вас ждут, даже если армии вы минули.
Учебно-методический отдел – то место, где кричать на студента начинают практически с порога. Знаете, у фонтанов бывает потайной камешек, который запускает в вас струю. Примерно это же происходит в кабинете. Там действует “презумпция шалопайности”. Любой, переступивший порог, автоматически считается лодырем, прогульщиком и идиотом. Причём считается, что общение с такими людьми должно непременно осуществляться криком, сопровождающимся обильными покраснениями, слюноразбрызгиванием, покачиванием головой и цоканьем. Про двадцать первую статью Конституции забудьте. В этом кабинете вы виновны и осуждены.
Библиотеку стоит посещать, только если тяга к знаниям сильнее чувства собственного достоинства, и если ваши уши устойчивы к скрежетанию зубов. Вечно недовольные библиотекари выдадут вам все нужные книги, а ещё шипящие ядом комментарии по поводу вашего присутствия. А самое-самое страшное, что вы можете сделать в кабинете выдачи литературы, это спросить, какой сегодня день или где вам нужно расписаться. Дружная команда библиотекарей начнёт соревнование в остроумии по поводу вашего нелепого вопроса.
В студенческом отделе кадров работает премилая дама, страдающая припадками. Появление студента у неё вызывает закатывание глаз и покачивания головы. Дыхание учащается, ноздри раздуваются, отчего очки на носу начинают ползать по лицу. Нужно отдать должное университету, на работу берут и нездоровых людей. Дело хорошее, что тут сказать.
Перед в походом в бухгалтерию лучше взять с собой святую воду. Вы узнаете всё о своей нерасторопности, глупости и неуклюжести. Узнаете, насколько в вас нехватает мужественности, и как всё плохо с мужчинами в жизни у бухгалтера. Обходной лист полетит в вас через стол, а дама, поставившая печать, не удостоит вас даже взглядом своих покрасневших глаз.
Никогда не мешайте работать гардеробщицам. Не лезьте со своей одеждой, они очень-очень заняты. Иначе вас будут обсуждать ещё долго после вашего ухода. Не важно, что вы не курите, вы надолго заклеймите себя опустившимся наркоманом, решив сходить за тетрадкой в магазин во время перерыва. Никого не волнует, что канцелярские принадлежности с некоторых пор можно купить только за пределами университета. Всем известно, что студенты, отлучаясь из университета, запивают сигареты портвейном и делают аборты открывалкой для консервов.
Я утрирую. Но вот есть впечатление, что студента повсюду в университете презирают. Все служащие, как один, считают нормальным обращение на “ты”, хотя я не припомню ни игры с ними в футбол, ни шампанского на брудершафт. Повсюду фырканья и закатывания глаз, сарказм, ответы вопросом на вопрос. У всех бывают плохие дни, но там, где плохие дни или месяцы начинают мешать работе, вот там кончается профессионализм.
И что же профессионального в университете? Образование, и только. Высшее профессиональное образование. Документ о нём мне выдали в корочках с оторванной верёвочкой и неправильной датой рождения. За эту бюрократическую оплошность я же был и отчитан, а затем выставлен за дверь. Придётся возвращаться ещё раз в сентябре. Как жаль, что не положено в университет жалобной книги, как здорово было бы написать это всё туда, где этому место. А так, пишу сюда. “Куда-то”.
P.S.
Хочу ещё сказать, что про преподавателей речь не идёт. Идёт ровно о тех, о ком там написано. В столовой, мне очень нравится. Повара и кассир очень добры и вежливы. В медпункте врач проявляет живое участие к каждому случаю. Я под одну гребёнку всех не пихаю. Это свойственно старшему поколению.
Комментарии (21)
Наболело...И,мне,как сотруднику Университета, очень стыдно.Не знаю,как другим
Уважаемый Иван! Прекрасная статья, прекрасный слог. От души смеялась, читая. Очень образно, очень хорошая ирония, очень деликантно. Читала и видела в этих картинках себя на Вашем месте, Ваши чувства мне знакомы.Такое отношение будет Вам встречаться в дальнейшем гораздо чаще, чем Вы думаете. Это реальность. Могу сказать только одно - относитесь подобным образом и дальше к таким вещам: с грустью, пониманием и иронией. Может быть, позже, Вы научитесь громко возмущаться, требовать жалобную книгу и стучать кулаком по столу. Я вот так и не научилась.
Иван, читала Ваш крик души и не смеялась, но тоже наслаждалась Вашим стилем. Думаю, Анна права: Вам еще придется в нашей жизни столкнуться с подобным отношением не раз и не в одном месте. Жалко только, что Вы уходите из университета с таким чувством. Спасибо, что Вы хорошо пишете о преподавателях и представителях некоторых служб университета. Что касается остального - во многом Вы правы. Я тоже сталкивалась (особенно раньше, когда меня меньше знали) с отношением к себе как к потенциальному и неизбежному злу в жизни тех, кто находится в кабинетах на своем рабочем месте и, наверное, забывает, зачем он (чаще - она) на этом месте сидит (="работает"). Такое положение, которое Вы совершенно справедливо описали, обусловлено, как минимум, двумя причинами. Первая - абсолютная (и совершенно необоснованная и, позволю себе такое слово, тупая) уверенность многих сотрудников в том, что им должны быть благодарны "за такую зарплату" (или без упоминания оной), что они вообще "тут сидят". Во-вторых (и я всегда говорю об этом), в университете порой как будто забывается мысль о том, что главный человек в нем, ради которого вообще существует университет как огромная хозяйственная машина, - это студент. Все остальное - только приложимо к главному: учебному процессу и воспитанию этого студента. Думаю, в общении с преподавателями Вы это поняли. В общении с прочими службами (подчеркиваю - сопровождающими, второстепенными службами!) у Вас плохой опыт. У меня зачастую тоже, но я уже научилась отстаивать главную мысль, о которой писала выше: если что-то делается здесь, то не ради нее, чтобы ей было "недушно" работать, а хорошо лишь сплетничать и чай пить, а ради студентов. Пока это только приходится доказывать. Не везде, но методично. Иногда мне тоже кажется, что многие сотрудники работают в НовГУ либо по многолетней привычке, либо по жалости к ним со стороны непосредственного руководства. Об их профессионализме да и вообще способности работать говорить и правда трудно.
Извините пожалуйста, мы точно про один и тот же Университет говорим?
Павел, мы, конечно, говорим об одном университете - нашем.
Действительно правильные и справедливые размышления. Я и сам несколько раз был в подобных ситуациях. Вот опять же, буквально недавно заполнял обходной лист. Захожу в бухгалтерию, чтобы печать поставить. Спрашиваю, получу ли я деньги на карточку, которые должны быть перечислены в июле. В ответ - минутное молчание. Я уже даже не решился повторять вопрос. Ответ получил такой: "В соседний кабинет идите." Я так и сделал. Захожу в соседний кабинет: "Мы такой информации не даём, вам в соседний кабинет." Хорошо, возвращаюсь. Ещё раз вежливо задаю вопрос. И тут одна из сотрудниц на повышенных тонах начинает возмущаться: "И с какой это радости мы вам должны что-то платить?!!!" Я совершенно спокойно отвечаю: "Я работал на университетском телевидении. Мне просто нужно получить зарплату за последний месяц". Женщина продолжает опять же на повышенных тонах: "Да с чего вы взяли? Да о каких деньгах вообще речь идёт? Да вас даже в списках нет!" В общем-то, наверное, я действительно попал не по адресу. А раз в списках трудоустроенных меня уже нет, следовательно, зарплата не полагается. Хорошо. Всё по-честному. Но зачем кричать? Я понимаю, тяжёлая работа. Но как очень правильно подметил Иван "У всех бывают плохие дни, но там, где плохие дни или месяцы начинают мешать работе, вот там кончается профессионализм." Жаль, что вот так портятся впечатления от университета, когда ты защитил диплом и начинаешь новый этап своей жизни.
P.S. И если Павел не встречал подобных примеров, это ведь ещё не говорит о том, что таких примеров нет вовсе.
«Как жаль, что не положено в университет жалобной книги, как здорово было бы написать это всё туда, где этому место. А так, пишу сюда. “Куда-то”» .
Очень интересное и прекрасно написанное сообщение. Действительно, существует проблема хамства в университете в отношении студентов, я ещё в профкоме один раз встречала :) К сожалению, такое явление встречается не только в университете, но и в других российских учреждениях. Очень часто - в поликлиниках ... эх...
ПОЛЕЗНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ, ОДНАКО.
Странно, что "текст о наболевшем" вдруг превращается в методический материал, к которому сразу и ссылка, и указание на вышедшие пособия "по предмету"...
Такого отклика я не ожидал. Честно говоря, по привычке готовил себя к тому, что мою запись попросту удалят, а меня самого заклеймят чем-нибудь нехорошим.
Анне Колпаковой
Дарье Терешкиной
Елене Михайловой
Павлу Федорову
Был случай, по-моему, как раз в НовГу. Одной девочке отказались выдавать диплом потому что ей не подписали обходной в библиотеке. Ну а в библиотеке вы в курсе как работают. Она молодчина, умничка и просто герой, что не стала опускаться до дипломатии с библиотекой (ибо западло), а подала в суд, и так как все эти обходные никакой юридической силы не имеют, это чисто внутреннее убогое творчество, университет обязали выдать диплом. Эххх, хотел бы я поприсутстввать при предъявлении решения суда и поржать над этими креативщиками. Вообще надо быть готовым конечно призывать всех этих клерков к ответственности. Так например когда мне неправильно выдали права в ГИБДД и предложили тупо заново отстоять все их дикие очереди (что совершенно естественно также западло) я сходил сразу к их самому главному и предложил ему как-то быстрее и качественнее решить этот вопрос, тот согласился и все сделал (за что мне потом клерки, единожды отказавшиеся пойти на встречу, клерки они вообще обычно очень принципиальнвые:-) предъявляли пытаясь воззвать к стыду, пытались убедить что я не прав, но когда приказ то они уже получили от начальства, я стебал их там от души, ны высоком, идейно-художественном уровне), но я был тогда готов идти в суд, и это видимо читалось в глазах и голосе.
Дарье Терешкиной
Егору Кузнецову
Университетская жизнь - это часть жизни вообще, а посему в ней бывают и хамство, и наглость, и обман, и подлость... причём их наличие или отсутствие, как это ни странно, не зависит напрямую от статуса, специальности и других комплементарных факторов, влияющих на личность. Воспитание, образование, гены, несомненно, влияют, НО ... самая соль в том, что каждый человек САМ решает для себя: хамить или быть вежливым, "стучать" или конструктивно разбирать спорный вопрос глаза в глаза и т.д. Несомненно, каждый человек сам отвечает за себя, но в итоге вся совокупность слов и поступков - это живая биография ВУЗа, а она не бывает "стерильной"...
В пятницу я была по университетским делам у С.В.Гудилова и мы, конечно, не могли обойти вниманием эту нашу полемику в блогах на сайте НовГУ. Сообщаю, со слов Сергея Владимировича, что никакой судебной тяжбы со студенткой у НовГУ не было, так что Егору Кузнецову следует проверять информацию, если будет писать впредь. А от себя сообщу, что Сергей Владимирович с горечью высказал мне свою точку зрения на то, что мы обсуждаем здесь. Он, конечно, тоже против хамства и нарушения правил человеческого уважения, но чтобы это было применимо ко всем сторонам. За свои годы работы проректором по учебной работе он такого и таких увидел и послушал в своем кабинете, что то, что описано нами в качестве претензий к службам университета, может быть применимо к самим студентам-хамам в полной мере. Посетовал он, что мы, как старшие товарищи, не осадили Ивана в его уничтожающе-гоголевском описании женщины-сотрудницы, проработавшей здесь во много раз больше того срока, что он учится здесь, и которую он увидел в первый раз, а взахлеб хвалили его "превосходный стиль"...
Дарья Терешкина
Евгения, я-то как раз согласна с тем, о чем Вы пишете и о чем, в другой форме, написал Иван. Так что Ваше возражение, к сожалению, должно быть адресовано не мне. Только "решительные меры" должны быть действенными, а не уничтожающе-описательными. Потому что от последнего - только моральное удовлетворение пишущего. Хорошо хоть проблема поставлена.
> так что Егору Кузнецову следует проверять информацию, если будет писать впредь
Уахахах!!! Ну не было, так не было. Но зачем мне то проверять, когда есть вы - неленивые люди)))) ну так спасибо вам))) проверяйте еще)
> ...либо ждем, когда блоги уберут, а это возможно. И нежелательно...
И будем проверять. Почему мы откликаемся на все сообщения здесь, а других даже нет необходимости слушать? Для этого, что ли, блоги существуют? А что касается других интернет-ресурсов, с "демократичным", как Вы, Егор, выражаетесь, формате, - так правильно, там-то никто не запрещает. Только сообщество там другое. А тут мы потому и вместе, что профессионально объединены. Потому и подходы должны быть профессиональными. А не "лениво" да "фиолетово". Это не подход.
А какой смысл от книг жалоб, их кто-то читает? Это сообщение хотя бы может прочитать любой желающий, так что оно написано не "куда-то" а в очень даже правильное место.