Секреты счастья без хвостов
Как найти подход к преподавателю
Мало кому из студентов удается обойтись без хвостов. Как избежать конфликта с преподавателем и правильно вести себя на пересдаче?
Не секрет, что есть преподаватели, которым тяжело сдать зачет или экзамен с первого раза. Речь не идет о вымогательстве денег у студентов — хотя, конечно, случается и такое. В большинстве своем несговорчивые преподаватели — люди принципиальные и влюбленные в свой предмет. Одних ехидные учащиеся подозревают в отсутствии личной жизни, других — в фанатизме и неадекватности. Однако главной целью такого преподавателя являются не мучения и унижение студентов, а стимуляция их учебной активности. Когда еще открыть учебник, как не перед экзаменом?
В то же время педагоги сами испытывают отвращение к переэкзаменовкам. Вопреки заблуждениям им не доплачивают за дополнительные часы. В большинстве крупных и престижных вузов пересдачи входят в основную педнагрузку. Поэтому не стоит обижаться на то, что преподаватели не встречают “хвостистов” с распростертыми объятьями во время каникул или в конце учебного дня. Они тоже предпочли бы отдых сидению в аудитории.
Хвост сдал — хвост принял!
Итак, перед нами преподаватель в состоянии душевного смятения, выбирающий между своими принципами и желанием пораньше оказаться дома. Если не забывать об этом обстоятельстве, можно избежать многих распространенных ошибок.
1. Не стоит рассчитывать взять преподавателя измором и полагать, что, придя на пересдачу, ты в любом случае получишь удовлетворительную оценку, потому что педагогу не захочется встречаться еще раз. Ты лишь еще больше испортишь мнение о себе.
Не пытайся найти оправдание тому, что ты не знаешь предмета. Вот хит-парад типичных студенческих объяснений, которые способны вывести преподавателя из себя:
“Я лежал в больнице (дома при смерти, истекал кровью в травмпункте и т. д.)”
“У меня сейчас тяжело болеет бабушка (умерла тетя, родился племянник)”
“Я работаю, поэтому нет времени на учебу”
“У меня маленький ребенок”
“Я не смог найти учебник ни в библиотеке, ни в интернете”
“Нам слишком много задали по другим предметам (ваш предмет для меня не основной, потому что не связан с моей специализацией)”
Подобные отговорки всегда раздражают педагогов, потому что вынуждают их перейти с формального уровня отношений на личный. К тому же именно в это время преподаватель всеми силами старается сохранить объективность к лодырям, не понимающим очевидных вещей и не нашедшим времени для чтения рекомендованного пятитомника. Выслушивая оправдания студентов, педагог невольно проводит параллели со своими личными обстоятельствами, которые он постарался преодолеть, чтобы выкроить время для ненужной ему пересдачи. Не удивительно, что вместо выражения сочувствия он рекомендует взять академический отпуск или представить медицинскую справку в деканат.
Чтобы не навлечь на себя гнев преподавателя из-за плохой подготовки, можно воспользоваться двумя приемами.
Даже если ты не знаешь ответа на вопрос, продемонстрируй те усилия, которые приложил, чтобы подготовиться к пересдаче. Найди повод процитировать высказывания и формулировки, в которых точно уверен, даже если они довольно далеки от обсуждаемой темы, или упомяни о литературе, которую читал.
2. Не бойся задавать встречные вопросы преподавателю, если ты в чем-то не смог разобраться. Педагог расценит это как проявление интереса к предмету, стремление глубже разобраться в теме. Закончив объяснения, он будет уверен, что не зря потратил время.
Comments (0)