Письмо организаторов Гуманитарного семинара SEMINARIUM HORTUS HUMANITATIS к участникам Круглого стола «Исследовательские подходы в современном образовании»
Общественная организация SEMINARIUM HORTUS HUMANITATIS со времени своего возникновения ( 1999 г. Рига) имеет целью две вещи: компенсировать отсутствие в Латвии гуманитарного образования на русском языке и противодействовать общим тенденциям по дегуманизации образования. По этой причине вопросы образования на чтениях Гуманитарного семинара обсуждаются с самых разных сторон: философских, культурологических, педагогических и проч.
В 2011 году Совет Гуманитарного семинара предложил подготовить редакторам Альманаха тематический номер, посвященный проблемам образования. Это предложение интересно хотя бы потому, что за последние 20 лет в Латвии на русском языке об образовании не издано ни одного сборника, заслуживающего сколь-нибудь серьезного внимания. Однако приступая к подготовке тематического Альманаха, мы столкнулись с рядом проблем.
Проблема 1-я – Кем должен быть исследователь образования?
Среди исследователей образования мы видим прежде всего тех, кто подходит к образованию либо с точки зрения управления-администрирования, либо сторонников позитивистских направлений в социологии. У себя в Латвии представителей гуманитарной методологии в исследовании образования мы не знаем.
Этим, на наш взгляд, и объясняется доминирование на сегодня политических и административных подходов к образованию.
Поэтому первый вопрос участникам Круглого стола мы сформулировали следующим образом: какие направления гуманитарной науки заняты исследованием современного образования? Каковы исследовательские концепции образования?
Проблема 2-я – Какова прагматика современного гуманитарного
образования?
Прерогатива в выборе и конструировании образовательной системы в стране принадлежит государству. Как на этот выбор влияет мнение специалистов и влияет ли вообще, нам, повторимся, неизвестно. У нас в стране, похоже, переняли американскую модель общеобразовательной школы с обычным для нее натаскиванием учеников к экзаменам и примитивным прагматизмом. Последние статистические данные показывают (и это касается как латышских школ, так и школ национальных меньшинств): школа выпускает учеников с функциональной и элементарной безграмотностью. Средний ученик не способен самостоятельно учиться. И хотя на государственных экзаменах ученик в целом набирает положительное количество баллов, при этом он не способен написать простейший текст.
Второй вопрос для участников Круглого стола может быть следующим: какова в таких условиях может быть прагматика современного, в том числе и гуманитарного, образования?
Проблема 3-я – Кто учитель?
Педагогов по-прежнему готовят государственные вузы. Однако если обойти рижские школы, то в большинстве возраст современного учителя окажется приближающимся к пенсионному.
Отсюда наш следующий вопрос: куда деваются люди? Кто работает в школе и насколько средний учитель заинтересован в собственном профессиональном росте?
Comments (0)