Эта статья была написана пару лет назад для одной из научных конференций, но о судьбе ее публикации я ничего не знаю.
Потому решила выложить ее в блогах.
Шоу – тип массовых представлений, тотально проникающий во все сферы жизни современного общества. «Словарь иностранных слов» предлагает толковать шоу как «пышное сценическое зрелище с участием «звезд» эстрады, цирка, спорта, джаз-оркестров, балет на льду и т.п.» , или как эстрадное представление . Формат шоу предполагает зрелищное представление, которое может выполнять самые различные функции (развлекательные, рекламные, образовательные, пропагандистские и так далее), при этом сам термин формат указывает на многожанровость этого типа массовых представлений.
В поисковой системе Google на запрос – шоу – было предложено 2 330 000 000 ссылок. Просмотр нескольких десятков ссылок позволил сделать вывод, что наиболее частотна упоминаемость развлекательных шоу. Две ссылки были на известного английского драматурга Бернарда Шоу. Все остальные давали представление о разнообразии шоу-индустрии: лазерное, карнавальное, огненное, эротическое, балетное, танцевальное, сигарное шоу, шоу мыльных пузырей, шоу дрессированных попугаев и т.п. Традиционные выставки-продажи тоже позиционировали себя как шоу, например, «Московское Боут шоу», гастрономический фестиваль «ФУД-ШОУ», «Минерал-шоу». Также были ссылки на «Бармен-шоу», «Байк-шоу». Показ мод был представлен как «Праздничное шоу Юдашкина».
Весьма популярны шоу на ТВ, которые не только развлекают зрителей, но и обеспечивают спонсорскую поддержку проектов: «Подобные нестандартные шаги активно использует, например, канал MTV. Проекты «Тотальное шоу» (принеси свою фотографию совместно с известной личностью и получи фотоаппарат «Кодак)» . Формат шоу проникает в бизнес: например, шоу-упражнения, бизнес-трек шоу, Road show (ряд обязательных презентаций компании перед привлечением инвестиций) .
Зрелищность – это ключевая составляющая шоу. В шоу-представлении значимым оказывается КАК (форма) и КТО (шоумен), содержательное ЧТО играет второстепенную роль. Можно себе позволить вольность фантазии: показ мод с элементами байк-шоу, дрессированных попугаев с мыльными пузырями, и фуд-шоу – «съедобные» одеяния. При всей китчевости этой фантазии, она вполне вписывается в основной закон зрелищности, в данном случае с элементом эпатажа, что, несомненно, привлечет публику и обеспечит успех.
Большинство массовых мероприятий воспринимаются сейчас как шоу: не только культурно-развлекательный досуг, но и политика, менеджмент, юриспруденция и т.д. тяготеют к «шоувизации». И, наконец даже такое мероприятие международного уровня как «Нобелевская премия» рассматривается современными аналитиками через призму шоу: «Как и любое другое шоу разряда awards (наряду с Оскаром, Грэмми, MTV European Awards и другими музыкальными, литературными, театральными etc премиями и наградами) Нобелевская премия, конечно, живет по законам жанра» .
Мы сейчас пребываем в тотальности шоу как всепроникающего атрибута современного массового общества. Здесь уместно привести пример – из разговора в новгородском автобусе: «Передай ей, что мы завтра идем на Кирилла». Речь шла о Литургии, которую должен был служить Патриарх Кирилл в новгородской Софии. Немолодую женщину не имело смысла упрекать в кощунстве: любое массовое мероприятие ассоциируется в сознании большинства как шоу, где есть главное лицо, тот, НА которого «идут».
Услышанный разговор заставил задуматься о том, что тотальность шоу оборачивается десакрализацией жизни: мирское вытесняет священное даже там, где, казалось бы, ему нет места. И этот процесс объясняется все тем же формальным КАК и КТО. Для человека воцерквленного, несомненно, значима сама Литургия как богослужение, как таинство, которое обретает особый торжественный и сакральный смысл, если Литургию служит глава Русской православной церкви. Истинно верующие идут НА Богослужение (совокупность продиктованных требованиями вероучения культовых обрядов и действий, которые воспринимаются верующими как непосредственное общение с Богом и другими силами небесными ), массовые зрители – НА Кирилла – поприсутствовать на религиозном представлении и лично посмотреть на Патриарха.
Весьма популярен формат шоу на современном телевидении. Более того, само телевидение придает шоу-формат, казалось бы, далеким от шоу явлениям: выступлениям первых лиц и известных политиков, заседаниям различного уровня, международным встречам и т.п. И дело не только в том, что сами мероприятия порой делаются по законам шоу – зрелищности, но и в том, что телевизионный сюжет, как правило, форматируется под шоу: акцент делается на том, КТО сказал и КАК, а смысловое ЧТО вытесняется на периферию.
Одним из типичных шоу на телевидении является программа А. Малахова «Пусть говорят». Это характерное шоу скандально-развлекательного характера. В отличие от предыдущих программ этого шоумена, где часто сюжеты разыгрывались актерами, здесь работает принцип максимального правдоподобия. Герои реальны, как реальны и их истории, которые становятся предметом для обсуждения в студии. Стать героем этого шоу – заманчивая перспектива, и не только для российского обывателя, но и для российских звезд, так как это лучший и эффективный способ саморекламы. В итоге участие в шоу – это иллюзия равенства в «звездности». После участия в шоу на статус «звезды» может претендовать любой участник, ставший на какое-то время в эпицентре внимания многомиллионной аудитории. И в этом случае смысловое ЧТО опять теряется под натиском зрелищных – КТО и КАК. Участие в подобном шоу – возможность снискать славу, порой неважно, какой ценой: положительным или отрицательным героем ты будешь, – важно стать «героем на час».
Особый тип популярных шоу – реалити-шоу. Стоит остановиться на самом скандально известном проекте – «Дом-2». Это шоу построено на полном исчезновении интимности в личных отношениях и демонстративной публичности проявления чувств. Чувства – любви, дружбы, симпатии, антипатии, ревности – «играются», участники «играют на чувствах» друг друга. Следовательно, нормой становятся чувства напоказ. Качественные характеристики проявления чувств подменяются количественно-демонстративными. Интериоризованные чувства можно прожить, но нельзя показать.
Подлинные чувства проявляются во взгляде, мимике, жестикуляции, позе, тембре голоса, но чаще всего это «пунктирное» выявление внутреннего состояния человека. Как правило, зрелищным это быть не может. Поэтому для сценария реалити-шоу неизбежна скандальная зрелищность, как суррогатное проявление, скорее обозначение того, что здесь должны быть сильные чувства. К тому же всегда возникает законный вопрос о подлинности демонстрируемых чувств: скорее всего то, что мы видим на экране сценарно-ролевые чувства, а не естественные и спонтанные. «И главные герои шоу, и бессменные ведущие, и не меняющиеся годами декорации, и нервозная обстановка, царящая здесь, все это давно стало привычным молодому телезрителю. Длительность позволяет аудитории без особого труда оказаться в уже ставшей родной для него обстановке и воспринимать происходящее как часть собственной жизни», – так подчеркивается устоявшаяся формальность популярного реалити-шоу в статье И. В. Челышевой .
Как отмечает исследователь, в этом шоу «действует механизм «эмоционального маятника», позволяющий путем чередования блоков позитивной и негативной направленности испытать всю гамму эмоций (от бурной радости до отчаяния, которое зрители готовы разделить с любимыми героями программы)» . Надо ли говорить, что в реальности «эмоциональный маятник» имеет различную колебательную амплитуду, непредсказуемую чаще всего, а в реалити-шоу все колебания заданы сценарно, чтобы постоянно поддерживать интерес зрителей к интриге псевдо-отношений. Любопытен тот факт, что «для 24 % студенческой аудитории интерес к данному жанру обусловливается возможностью уйти от реальности» . Получается глубокая смысловая игра слов: реалити-шоу как способ ухода от реальности. Это во многом объясняется тем же обстоятельством внешнего формального зрелищного увлечения КТО и КАК «строит любовь», а есть ли в реалити-шоу любовь как таковая – совершенно неважно: любовь как содержательное ЧТО совершенно игнорируется.
Казалось бы, шоу – это то, что нас объединяет в качестве зрителей того или иного массового представления, но увы. Это псевдо-единство, так как оно исключительно внешнее, построенное на зрелищном увлечении тем, что показывают. Общность переживаний при этом тоже достаточно поверхностна. В шоу нет места глубокой рефлексии по поводу смысла увиденного, есть общее увлечение формой представления и его участниками, которые, как правило, оцениваются исключительно поверхностно: хорошо-плохо, весело-скучно, оригинально-банально и так далее.
Формат шоу – это тотальная несвобода. В шоу всегда есть режиссер, а следовательно, – сценарий, по которому развиваются события перед зрителями по неосязаемому мановению незримого режиссера. Никто не будет спорить, что создание любого шоу требует мастерства и профессионализма, и чем ярче и зрелищнее шоу, тем оно успешнее. Задача режиссера предусмотреть все: ведь даже реакция зрителей должна быть срежиссирована. И тогда зритель шоу может поучаствовать в представлении, но строго в той эмоциональной роли, которая ему отведена.
В заключение следует остановиться на сопоставлении шоу как типа массовых представлений и праздника. В «Толковом словаре» С. И. Ожегова слово праздник имеет пять значений, но общее – «торжество, радость», а также «отдых, развлечение» .
Отличия праздника от шоу:
праздник:
Свобода радости, которая предполагает спонтанное и естественное проявление чувств
шоу:
Радость как сценарная составляющая, когда все элементы шоу должны поддерживать у зрителей радостно-приподнятое настроение
праздник:
Свобода участия диктуется широтой и спонтанностью праздничного действа, строящегося из множества самых разнообразных элементов, которые порой самопроизвольно рождаются из самой праздничной атмосферы.
шоу:
Заданность роли определяется наличием сценария и тем замыслом, который режиссер вложил в те или иные элементы шоу: когда все переходы от одного эмоционального состояния к другому продуманы изначально
праздник:
Свободная смена ролей: зритель-участник. Участники желают активно развлечься, то есть развлечь самих себя, что побуждает их быть не только зрителями, но и исполнителями
шоу
Предписанность формы участия диктуется наличием режиссера, сценария, исполнителей, зрителей. Смена ролей может быть только как сценарная составляющая.
Праздник несет в себе элемент торжественности, отголоски обрядовой традиции, которая сакральна и ритуальна. Для праздника характерно внутреннее чувство сопричастности происходящему как ритуалу, когда происходящее ЧТО, не менее важно, чем КТО и КАК. Это, в отличие от шоу, подлинное творчество смысла.
Шоу тяготеет к фарсовой псевдо-торжественности и значительности, так как игнорируется внутренний смысл в угоду внешней зрелищности. Формат шоу – это неосознаваемая утрата смысла.
Неслучаен тот факт, что участие в шоу – лучшая форма саморекламы, когда есть возможность себя показать в занимательно-развлекательном амплуа, которое так импонирует массовому зрителю.
Участие в празднике предполагает общность проживания происходящего и коллективное творчество праздника всеми и для всех.
Comments (1)
Интересная мысль о реалити-шоу как средстве уйти от реальности.