Я хотел бы начать с грубой лести в адрес Д. Терешкиной, написавшей сообщение: http://www.novsu.ru/blog/tdb/i.308190/?id=1969
Мне, преподавателю филфака, приятно, что кто-то стабильно (наблюдаю за этим не первый год, да и докладывают, мм, агенты) заботится не только о знаниях студентов ("учебная работа"), но и их нравственном облике ("воспитательная работа"). Чего и нам всем желаю, коллеги.
По теме абстрактно: если в школе учат всех, то в университете учат избранных добровольцев, прошедших жесткий конкурс (к примеру, на журналистике в этом годы он был: 8 человек на место). И вот эти добровольцы, лучшие из лучших (как бы), иногда отсыпаются на лекциях после вечеринки, чатятся в мобильной аське, или рисуют кавайных тян в тетради. Солдат спит, служба идет. Меня самого заботит процесс передачи знаний: нужны ли они аудитории, если аудитория не понимает их нужности? Чья это вина, моя ли, их ли?
Процитирую свою же запись по схожему вопросу:
"В мае я слушал норвежского профессора. Он жаловался, что половина его студентов сидит с ноутами на лекциях. И лишь часть из них конспектирует, остальные сидят по "контактам". Что его магистрант сейчас больше озабочен сменой своего пола (из М в Ж), нежели магистерской. Я слушал и радовался: педагогические проблемы интернациональны. С другой стороны ,вспоминается история с Диогеном. Позвольте напомнить: "Диоген пришёл на лекцию к Анаксимену Лампсакскому, сел в задних рядах, достал из мешка рыбу и поднял над головой. Сначала обернулся один слушатель и стал смотреть на рыбу, потом другой, потом почти все. Анаксимен возмутился: «Ты сорвал мне лекцию!» «Но что стоит лекция, — сказал Диоген, — если какая-то несчастная рыба всех отвлекла?».
Скажу банальность: преподавание таит в себе огромные возможности. По уставу университета, пара десятков молодых людей (т.е. на пике физической формы, развитая моторика, реакция, органы чувств, долгие века их сверстники гибли на войнах, рожали детей, строили магистрали) должны сидеть и внимать лектору. Т.е. у лектора априори есть аудитория добровольцев-пассионариев, организмы которых способны внимательно слушать, воспринимать идеи и бороться за эти идеи. Это не Демосфен, который от нужды говорил со скалами. И вот, лектор имеет карт-бланш на несколько часов, чтобы донести свою мысль. Гитлеру за это время удавалось убедить тысячи культурных немцев в необходимости убивать евреев, а я не могу заставить аудиторию поверить в нужность и важность читаемых мною предметов на кафедре журналистики. Потому что не могу гарантировать того, что будущему специалисту это будет полезней, чем написать пару статей."
Вся запись тут: http://vkontakte.ru/note763258_10034490#comments
По теме конкретно: я вот благодарен ВУЗу за некий филологический бэкграунд, который позволяет мне считывать (и производить) различные аллюзии, реминисценции. Все же сейчас культура постмодерна и та жа древнерусская литература может выпрыгнуть совсем неожиданно: к примеру, в политический язык входит слово "опричнина": http://www.openspace.ru/media/projects/18065/details/18258/ Даже Сорокин написал роман "День опрчиника", где прихотливо стилизует речь "под старину". А о Борисе и Глебе советский поэт Борис Чичибабин написал замечатальное стихотворение:
"Киев поникнет, расплещется Волга,
глянет Царьград обреченно и слепо,
как от кровавых очей Святополка
скачут лошадки Бориса и Глеба"
<...>
Полностью тут, в моем блоге: http://strider-da.livejournal.com/24398.html#cutid1 Запись старая, я тогда еще был студентом, многие знания забылись после экзамена, но стихотворение понял и оценил. Так как бэкграунд в памяти остался, костыли для ассоциаций. Некоторые мои одногруппники и вовсе интресовались (-суются) историей православия, и у них эти имена святых явно завязли в памяти.
Поэтому если меня студент спросит "А какой мне прок с Бориса и Глеба?", я отвечу так: меркантильного прока мало, но с перспективой на развитие (редактор, политик, писатель и т.д.) - польза будет.
ЗЫ. Мне видится перспективным обсуждение педагогических проблем в блогах (ну и в Сети, в целом). Хорошо бы вовлечь в обсуждение студентов, конечно. Как-нибудь накатаю пару постов, тоже есть болевые точки.
Комментарии (13)
Дима, спасибо Вам за понимание. И такой отклик. По объективным причинам закрылся наш Клуб молодых преподавателей, где хоть душу с коллегами можно было отвести и обсудить подобное. Надеюсь, будем советоваться друг с другом хоть так - на виртуальном педсовете. Напишу подробнее потом, потому что много думала, Вас читая. А пока мне нужно узнать, по Уставу ли НовГУ я действую, попросив этих двух не появляться больше на моих занятиях. Экзамен могут сдать и дистанционно, и заведующему кафедрой. Или нельзя так?
Вот что интересно: каким бы "плохим" раньше ни был преподаватель, даже из его монотонных невыразительных лекций можно было выудить, отфильтровать те драгоценные зёрна, которыми мы пользуемся до сих пор (уже сами вторую или более пятилетку преподавая). С другой стороны, если преподаватель "хорош" в подаче материала, интересен как личность, то очень часто интерес к личности может перешибать интерес к самому предмету. "Золотая середина" - явление, когда преподаватель занимается именно той научной проблематикой, которая раскрывает и особенности его личности, и специфику дисциплины одновременно. Но кто эту "середину" видит, кроме других преподавателей или начавших преподавать наиболее продвинутых аспирантов?
Дарье Терешкиной.
Анна, Максим, спасибо вам большое - вот когда чувствуешь цеховое дружеское плечо коллег и когда многое сложное становится более простым. Да, на самом деле, конечно, я их не избегаю, и приму их извинения, которые они пытались принести уже сегодня, но им это не удалось (специально не замечала их, меня выслеживающих, - прямо детектив какой-то, пусть помучаются осознанием вины и - опять-таки - важностью момента прощения. Да и не до них было, честно сказать). Но, думаю, такая моя резкая реакция только пошла им на пользу. А дальше - будем учить, и прощать, и понимать, наши же дети-то... В этом, Анна, Вы абсолютно правы: в нас чаще всего побеждает не менторское, а материнское... Наверное, именно этим работа с "человеческим материалом" отличается от производства любой другой продукции. Как сделать его "качественным" во всех смыслах - над этим бьемся каждый день.
Если я правильно понял, Дарья Борисовна предлагает перевести тему в правовую плоскость. Выскажу своё мнение по столь интересному вопросу.
Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" в статье 16 возлагает на студентов высших учебных заведений обязанности овладевать знаниями, выполнять в установленные сроки все виды заданий, предусмотренных учебным планом и образовательными программами высшего профессионального образования, соблюдать устав высшего учебного заведения, правила внутреннего распорядка и правила общежития (пункт 8); за нарушение студентом обязанностей, предусмотренных уставом высшего учебного заведения и правилами его внутреннего распорядка, к нему могут быть применены дисциплинарные взыскания вплоть до отчисления из высшего учебного заведения (пункт 9).
Обязанность по посещению занятий несколько конкретизирована Правилами внутреннего распорядка НовГУ. Так, согласно пункту 4.2 Правил обучающиеся обязаны посещать все виды занятий в соответствии с расписанием; при неявке на занятия по уважительным причинам обучающийся обязан не позднее, чем на следующий день поставить об этом в известность декана факультета или иного руководителя подразделения и в первый день явки в университет представить документы, подтверждающие уважительность пропуска занятий.
Согласно пункту 6.17 Устава НовГУ работники университета обязаны поддерживать порядок и дисциплину на территории Университета (в учебных аудиториях, лабораториях, на кафедрах и др.) (подпункт 3); а в случае невозможности по уважительным причинам выполнять возложенные на них обязанности - своевременно ставить об этом в известность администрацию (подпункт 4).
Таким образом, преподаватель не имеет права предлагать студентам не посещать его занятия. Но преподаватель может обратиться к администрации университета с просьбой применить к студентам, нарушающим свои обязанности, одну из мер дисциплинарного взыскания.
Что касается порядка сдачи экзамена, вопрос этот регулируется Положением об аттестации студентов НовГУ.
Иван, спасибо большое!
Распечатаю и буду ссылаться. А то имел зимой онлайн-беседу со студенткой, не ходившей весь семестр, ну и возжелавшей вдруг зачет в феврале, я ей объяснил неправоту ее поведения на пальцах, а теперь просто буду цитировать.
Иван, и от меня большое спасибо! Я, конечно, знаю эти положения, но редко когда цитирую, особенно в таких случаях, где в Правилах не прописаны ни осознание вины, ни факт принесения извинения, ни искреннего покаяния (простите, не придумаю другого слова) - а именно они выступают на первый план в подобной ситуации. А во многих остальных, где приходится просто апеллировать к документу, он (документ) - единственный аргумент. Хорошо, что в этом смысле все четко прописано. Правильно ведь говорят: не знаешь, как поступить, поступай по закону.
Я согласен с Максимом в том плане, что университетские знания не бывают бесполезными. Да, их выгода порой неочевидна. Но сам процесс анализа этих знаний, процесс поиска в них прикладного смысла и абстрактного значения, процесс внутреннего спора с ними, все это уже развивает.
И еще в тему Бориса и Глеба: читал надысь в "Эксперте" отличную статью Д. Ольшанского (бывшего гл. редактора журнала "Русская жизнь"). И что бы вы думали? И там упоминааются эти святые: http://www.expert.ru/columns/2010/10/18/syd_naroda/
Иван Александрович, слово "человек" было мною закавычено именно потому, что я оценивал моральные аспекты обсуждаемой в этом и предшествующем блогах проблемы, а не биологические, которые разумеете вы, отсылая всех нас к конституции. Кроме того, размышлять о морали и аморализмах - это явно не в компетенции узкоспециализированных юристов. Занимаетесь развитием юридической клиники, и это замечательно, я только - ЗА; а что касается профессиональной оценки морали, то её могут дать только исследователи и преподаватели этики и культурологии.
В Ваших словах, Максим Вячеславович, чувствуется некое противопоставление права и морали. Это просто катастрофическая для нашего общества ошибка. Как преподаватель, я с большим сожалением замечаю, что студентам очень трудно даётся тема «Право в системе социальных норм» и составная её часть «Взаимосвязь права и морали». Но многие беды в юриспруденции как раз в недооценивании этой взаимосвязи.
P.S. Я, к сожалению, уже не занимаюсь развитием юридической клиники (хотя тоже не понимаю, к чему она была упомянута).
Слова, слова... а мораль всё равно выше и древнее права. Ищите первоистоки, чтобы понять современные проблемы общества...
Я лишь выразил естественно возникшее у меня чувство неприятия по отношению к Вашей позиции. Вот и всё. Однако слова свои я контролирую, оскорбления в них, конечно, нет. Тем не менее прошу прощения, если я Вас обидел.