http://www.chaskor.ru/article/rabotnikam_seksualnogo_fronta_-_horoshie_usloviya_truda_15813
Женский репортаж из Копенгагена о столетии Дня борьбы женщин
Таня Крис
Я живу в Дании потому, что здесь когда-то победил феминизм. Победив лет сорок назад, раскрепощённые женщины дружно вышли на работу, не забыв вместе с лифчиками снять заодно и каблуки, а юбки заменить джинсами.
А тут я — в туши и помаде, совкового разлива, на каблуках и с прижатой бережно и нежно к груди пудрой как самым верным оружием в борьбе против мужчин. Ну кто сможет против такого устоять? Он и не устоял, ведь родился и вырос уже при феминизме.
Десять лет назад, когда я впервые попала за границу, Европа была для меня просто одним разноцветным куском карты — то, что я про себя называла Западом. Запад — он и есть Запад. Это такой не-Восток. Сейчас, конечно, часть этих цветных лоскутков ожила и окрасилась личными впечатлениями. Далеко ещё не все, но некоторые из них. Скандинавия для меня — это «страны победившего феминизма». На моей карте личных впечатлений окраска у них тёмно-розовая, этакая смесь красного социалистического с розовым, женским. Хотя вообще-то официально эти три страны — Дания, Швеция и Норвегия — называются по-другому: государства всеобщего благоденствия, да, вот так вот напыщенно. Welfare states.
Больше всего розового у Норвегии, она по всем показателям равноправия на одном из первых мест в мире. А живу я в Дании.
8 марта здесь рабочий день и цветов вам никто дарить не будет ни дома, ни на работе. Отмечается он тут традиционно по-деловому: проводятся семинары и демонстрации, издаются книги о женщинах и женском движении, специально приуроченные к дате (в этом году вышло аж четыре), ну и всякие весёлые посиделки и концерты непременно с политическим уклоном. Оружие тут никто складывать не собирается, ведь столетняя борьба ещё не закончена.
Лозунги этого года: «За равную зарплату!», «Запретить покупку секса немедленно!» и «Работникам сексуального фронта — хорошие условия труда!». Два последних лозунга друг другу противоречат, но логика тут только демократическая, а потому не всегда простая и понятная. Два разных феминистических движения борются с проституцией тоже по-разному, вот и всё. Место проведения двух демонстраций — одно и то же (Ратушная площадь столицы), разбежка во времени — полчаса. И никто не подрался, что самое удивительное. «Пойдёте на демонстрацию?» — лениво и дружелюбно поинтересовались у нас мужчины-коллеги. Мы не собирались.
Однако в этом году был повод и для цветов — 100 лет назад именно здесь, в Копенгагене, Клара Цеткин предложила проводить День борьбы женщин каждый год. Дата круглая, как ни крути, и её решено было отметить. На международную конференцию, организованную Институтом Гёте и организацией КВИНФО (KVINFO), спонсируемой государством, пригласили знаменитых иностранных гостей и выделили престижный зал в Королевской библиотеке, в здании под названием «Чёрный алмаз». Гости съехались, я там тоже была, гостей слушала и даже фотографировала.
Я не феминистка, боже упаси. Не подумайте чего плохого, не феминистка я. Я только учусь. Пробую, так сказать, на зуб. Интересно мне. Но и боязно. Как, наверное, у каждого, чьё детство и юность пришлись на советские пропагандистские, на всякий официоз и равнодушное враньё у меня стойкая аллергия и повышенная чувствительность. Чуть что — бежать, и куда подальше.
Однако ни вранья, ни официоза (в самой минимальной даже дозе) замечено не было, а на свою чувствительность я полагаюсь — вырабатывалась много лет. Напротив, на мероприятии были замечены очень симпатичные и очень неравнодушные женщины, умеющие делать своё дело, рассказывать о нём, иногда волнуясь и не находя сразу нужных слов, высказывать неординарные идеи и слушать друг друга. Гости были именитые.
Например, Наоми Вульф (Naomi Wolf), автор книги «Миф о красоте», давшая скандальное интервью газете Guardian «Путь Америки к фашизму», и советница в двух как минимум предвыборных президентских кампаниях в США (её блог на английском). Среди гостей была и Джессика Валенти (Jessica Valenti), создавшая и вознёсшая за шесть лет на вершины популярности блог юных американских феминисток.
Поговорить о женских правах пришла и бывший бургомистр Копенгагена Ритт Бьерегорд, и бывший президент Исландии Вигдис Финнбогадоттир (первая женщина-президент в Европе и вторая в мире), заметившая, что, если бы женщины удержались там у власти, таких катастрофических последствий кризиса они бы ни за что не допустили. Сейчас она работает в ЮНЕСКО — милая пожилая женщина в белом костюме, с замечательным чувством юмора. Чтобы вымыть руки в туалете, она по-простому зажала сумку между коленями, так как поставить её было негде. Мне нравятся такие женщины.
Оправдала ожидания и недавно выбранный министр равноправия Дании Люкке Фрис. Элегантная и сухощавая, с малочисленной свитой, в джинсах, крутом пиджаке и золотых сапогах, говорила она так зажигательно, что зал хлопал минут пять, ну и юмора ей тоже не занимать. Сюзанна Броггер, чья книга «И избави нас от любви» была переведена на 20 языков (но не на русский), вышла на сцену в странном чёрном халате и чалме, явно не узбекского происхождения. Она всё такая же красавица, какой была тогда, в 70-х. Было и много других интересных гостей, но у меня больше нет места, а у вас времени.
Всем, кто пришёл на конференцию, подарили по книжке, маленькой и жёлтенькой, карманного формата. Название у неё интересное: «В аду есть одно специальное местечко для тех женщин, которые не помогают друг другу».
Почему-то мне захотелось перевести её на русский.
Пока я ехала домой, не заметила ни одного букета в руках, ни у кого.
Комментарии (8)
Всматриваясь в людей на улицах городов Европы (той же Норвегии) и Америки, я часто ловил себя на мысли, что красивых женщин у них совсем не видно. Все они внешне очень на мужчин похожи. Может на Западе красивые женщины дома сидят или только в кино снимаются? А с другой стороны, как их мужчины на наших соотечественниц падки! Может это обратная сторона феминизма?
Мне кажется, что суть феминизма в том, чтобы сломать стереотип о женщине-жене и дать женщинам те же возможности для самореализации, какие существуют у мужчин изначально. Нам приходится доказывать и бороться за равную заработную плату, за вакансию, за возможность быть тем, кем " не принято". Есть очень много всего, что можно мужчинам и осуждается в отношении женщины.Феминизм - это попытка изменить сознание и самосознание.
P.S. К Михаилу Раненко - я бы оценила описанную Вами ситуацию не как проявление феминизма, а как Вашу бестактность - В Европе не так относятся к возрасту как в России, пенсионеры и пожилые не дерутся за место в автобусе.
P.P.S. Если бы у меня была возможность, с удовольствием бы посетила подобную конференцию. Вигдис Финнбогадоттир - одна из самых удивительных женщин 20 века.
Мне кажется, что суть феминизма в том, чтобы сломать стереотип о женщине-жене и дать женщинам те же возможности для самореализации, какие существуют у мужчин изначально. Нам приходится доказывать и бороться за равную заработную плату, за вакансию, за возможность быть тем, кем " не принято". Есть очень много всего, что можно мужчинам и осуждается в отношении женщины.Феминизм - это попытка изменить сознание и самосознание.
P.S. К Михаилу Раненко - я бы оценила описанную Вами ситуацию не как проявление феминизма, а как Вашу бестактность - В Европе не так относятся к возрасту как в России, пенсионеры и пожилые не дерутся за место в автобусе.
P.P.S. Если бы у меня была возможность, с удовольствием бы посетила подобную конференцию. Вигдис Финнбогадоттир - одна из самых удивительных женщин 20 века.
Уважаемая Татьяна Валентиновна. Случай с дамой-переводчицей, мне кажется, не подпадает под Ваш пример. Мы с ней уже достаточно долго общались. Это не была совершенно незнакомая попутчица в случайном автобусе. Но расценивайте ситуацию как душе угодно. Однако, видимо по этой причине мне больше нравится общаться с российскими сударынями. До сих пор мне казалось, что они с удовольствием принимают знаки внимания и уважения, так мало проявляемыми нами - мужчинами, и не рассуждают о бестактности.
Я знаю, быть матерью -- большой труд, со всеми его УДОВОЛЬСТВИЯМИ и накладками, а после декрета вернуться АДЕКВАТНОЙ в профессию -- подвиг. И вот мне кажется, что труд и подвиг -- это для современных людей, женщин ли, мужчин ли, не есть повседневная способность, привычка, желание. Пол и интенсивность жизни (включая ответственность за многое и наличие сил разбрасываться на вещи, которые тебе интересны) -- вещи маловзаимосвязанные. А вот энергия человека/нации и интенсивность жизни с, желательно, мобильным переключением с семейных ролей на профессионально-публичные -- вот с ЭТИМ на Родине проблема. Разве вы не чувствуете?
О том же: "...невротично-агрессивное общество никогда не создаст возможностей гармонизации отношений мужчин и женщин, существенного снижения уровня насилия в обществе и реального соблюдения в нём прав и свобод граждан" -- Римский Владимир Львович, "Феминизм: освобождение женщины или её невротизация?" http://www.frip.ru/newfrip/cnt/news/public .
Спасибо коллеги за комментарии.
Что же касается дамы переводчицы, то всегда нужно помнить о формальных и не формальных правилах той страны, в которую едешь. В Штатах мне приходилось самой поднимать тяжелый чемодан в багажник машины, тогда как здоровые американцы стояли рядом и смотрели. Потом я уже поняла, что здесь надо попросить - и тогда помогут. если не просишь - помогать не будут - таковы правила и все тут. Наши же российские мужчины в самолете сами бросаются помогать поднимать груз и мне, как россиянке, это было приятно.