Обнаружила в своем архиве запись о семинаре в Праге, который проходил 11 лет назад и поняла, что с того момента мало чего изменилось в нашем высшем образовании...
Обсуждение проблем высшего образования в Праге
В конце мая 1999 года в Праге состоялся семинар «Управление, предпринимательство и академические ценности», организованный Министерством образования, молодежи и спорта Чешской Республики, Центром исследований высшего образования и OECD Программой управления высшим образованием. В семинаре приняли участие представители министерств, ректоры, вице-ректоры, исследователи проблем высшего образования из 21 государства (Англия, Ирландия, Франция, Германия, Австралия, Израиль, Нидерланды и другие). Нашу страну представляли доцент кафедры высшей математики НовГУ Карданова Е.Ю. и доцент кафедры социологии НовГУ Луковицкая Е.Г.
Участники семинара обсудили новые тенденции, наметившиеся в мире в последние годы и оказывающие решающее воздействие на деятельность университетов. Среди них:
– массификация высшего образования (увеличение числа студентов);
– уменьшение государственной поддержки вузов и связанная с этим необходимость поиска дополнительных источников дохода;
– возросшие требования студентов и потенциальных работодателей к уровню и качеству подготовки, их желание активно участвовать в учебном процессе и влиять на его организацию и содержание;
– глобализация экономики, вызвавшая необходимость дл университетов доказывать свое качество не только на национальном, но и на международном уровне;
– в течение последних нескольких лет сектор высоких технологий в мировой экономике достиг уровня 10 процентов с прогнозом удваиваться каждые 8 лет. Университеты должны очень быстро реагировать на эти изменения, вводя новые предметы, меняя баланс взаимодействия академического знания с практикой, сотрудничая с промышленными корпорациями;
– большое число новых государственных и частных университетов в большинстве стран, высокая конкуренция между университетами, что вызывает необходимость изменений в управлении вузами
– индивидуализация высшего образования (удовлетворение потребностей конкретных людей)
Наряду с традиционной миссией – создавать новые знания (исследовательская) и передавать эти знания (образовательная) современные университеты вынуждены выполнять и новые, среди которых:
- высшее образование должно предоставить возможность осуществлять переподготовку взрослых (continuing education in a long life perspective)
- высшее образование должно вносить свой вклад в инновационные процессы в экономике через применение исследовательских результатов и изменение технологий.
- Должны участвовать в проектах развития региона и местного сообщества.
На семинаре мы участвовали в 3-х групповых сессиях, где обсуждались вопросы – каковы новые академические ценности, новые инновационные силы в образовательных процессах, какие существуют препятствия и пути их преодоления; отношения между образовательными институтами и средой, вхождение образовательных институтов на рынок и возможные цели и потери при этом.
Важным результатом работы в малых дискуссионных группах было то, что университеты, являясь центром научной мысли могут также зарабатывать деньги, используя свой научный потенциал. Университеты должны искать пути получения дополнительной финансовой помощи из других источников.
Интересен в этом отношении опыт университета Bogazici в Турции. За 30 лет этот университет развился от образовательного колледжа до самого большого государственного университета в Турции. Переживая в 90-х большие трудности, этот университет создал Комитет Стратегического Планирования, который руководил всей деятельностью внутри университета. Они нашли новые пути поиска средств и улучшения деятельности университета в новой экономической и политической среде.
Турецкий опыт показывает, что некоторые ректоры вместе со своими коллегами осознали, что необходимо быть и «предпринимателями», чтобы преодолевать проблемы нового времени.
В целом на этом семинаре мы осознали, что университеты мира имеют те же проблемы, что и мы - где и как заработать деньги, взаимоотношения Министерства образования и университетов, где «золотая середина» между академическими и предпринимательскими ценностями для университетов.
Однако работа наших университетов еще осложнена сложившейся экономической ситуацией в России (это можно назвать аномией – когда старые ценности теряются, а новые еще не осознаны), коррупцией- такого ее размаха в западных университетах нет, обесцениванием академического образования со стороны государства (это видно по не дотягивающей до средней по региону зарплате наших преподавателей, вынуждающей их дотягивать свою зарплату до средней на других рабочих местах).
Комментарии (0)