Комментарии (2)

1 Дарья Терешкина оставил комментарий Постоянная ссылка

Елена Геннадьевна, спасибо за ссылку. Ничего особенно нового, но систематизировано все достаточно объективно - с той только поправкой, что этот доклад делал работник ЕУСПб, вуза, насколько я понимаю, в гораздо меньшей степени зависящего от госфинансирования, имеющего специфический (скажем - несколько отстраненный) взгляд на российское образование. К чести Михаила Соколова надо отметить, что доклад сделан все же с большой долей уважения и патриотической симпатии к российским вузам и преподавателям (что не часто встретишь в европейски-ориентированном взгляде). В качестве ремарки к содержанию статьи могу заметить, что с удивлением обнаружила "свое место" в иерархии преподавателей (по классификации автора статьи) - раньше не очень четко определяла его для себя. И еще важно, на мой взгляд, - осознать, что то, о чем пишет Соколов, к сожалению, не становится предметом настоящего - профессионального обсуждения университетским сообществом (говорю про свой опыт). Именно профессионального обсуждения, а не криков и сетований междусобойных на кафедрах (см., например, отсутствие комментариев на предыдущую запись Д.Асташкина, хотя и это обсуждается преподавателями) . Думаю, статью Соколова о 30 страницах вообще мало кто прочитает до конца - и в этом тоже своя какая-то правда есть. Университетское сообщество выживающих вузов крайне разобщено, крайне сигментировано (кто-то в курсе всего, что происходит нового в высшем образовании, а кто-то до сих пор не знает, что такое (в полной мере) УМК, - и это, поверьте, не худшие преподаватели). Более того: социологически приходится упрощать-классифицировать-анализировать, а на самом деле все в каждом случае гораздо сложнее. Преподаватель-"космополит" легко заделывается в "локалы" (не по уровню, конечно, а по образу жизни и предпочтениям и целям) по мере старения, из-за состояния здоровья, семейного положения и т.д. и т.п. На моих глазах уважаемые профессора с легкостью меняют мнение в зависимости от ситуации, переходят из одного "лагеря" в другой и т.д. и т.п. Государство, по-моему, так мечется в своих реформах высшего образования, что нас, работников высшего образования, понять-то сложно нам самим. (Понимаю, как это в штыки может быть воспринято как раз теми, кто просто хотел бы, чтобы все оставалось "как есть", чтобы дали "спокойно работать" и т.д.) Университет как политическая система - это не система подразделений, взглядов государства, борьбы многих противоположностей и т.д. Это та система, которая a priori никогда не сможет быть идеальной - как всякая политическая система, как государство (а университет схож с таковым по своей значимости и всему, что указано в анализируемой статье). Только про "силу университета" не знает ни один из студентов, мало знают преподаватели, и сознательно не говорят об этом те, кто эту силу осознает в полной мере.
Единственное, чего не хватает в докладе М.Соколова, - это указание на поправку на личные качества ключевых фигур университета как системы. Верно, типичный российский университет (как российское государство в целом) - это система строго иерархическая, с жесткой вертикалью власти, с огромным значением первого лица и ему приближенных. Но именно от личных качеств первого лица и его приближенных зависит во многом и политика университета, и приоритеты, и отношения к преподавателям, студентам и проч.и проч. Если мы будем анализировать этот "агент", который не учитывает Соколов, социсследование окажется набором отдельных уникальных примеров, лишь в очень малой степени поддающихся классификации. Но без учета этого фактора исследование университета как политической системы неполно. Ведь все мы понимаем, что Россия Путина - это не то, что Россия "кого-то там" (ставь любое имя), а МГУ для нас уже давно это МГУ Садовничего. Как с НовГУ - мы видим сами, кто застал не одного ректора и может сравнить.

2 Елена Луковицкая оставил комментарий Постоянная ссылка

Здравствуйте Дарья Борисовна!
Извините, что сразу не ответила - редко бываю в блогах и сейчас на главной странице сайта новГУ не видно - что происходит в блогах , как было раньше.
Я рада, что вам эта публикация была интересна. Основная идея текста - университет - это отражение того общества, государства, в котором мы живем, со всеми его плюсами и минусами. Иерархическое, высокоцентрализованное руководство как государством, так и университетом, не позволяет рационально распределять ресурсы на месте, так, как выгодно было бы самому университету. И многое идет в университете по старинке, хотя многое уже пора менять, чтобы сделать его более функциональным, более открытым для общества, для бизнеса, более комфортным, интересным для студентов, преподаваталей и сотрудников. И я с вами согласна - желание и стремление что-то менять, брать от других университетов лучшее, зависит от личности.
В демократичных университетах разрушают перегородки и двери, у нас - выстраивают, причем очень солидные и дорогостоящие.... как в гуманитарном...

Добавить комментарий Добавить комментарий