Дорогие коллеги, преподаватели российских вузов!
Запускаем* шестую (даже не верится, если честно) волну нашего мониторинга профессорско-преподавательского состава вузов. Вопросы посвящены текущей ситуации, практикам преподавания и представлениям о будущем.
Опрос анонимный и предполагает выявление и анализ общих тенденций и закономерностей. Все данные будут анализироваться в обобщенном виде.
Если Вы преподаете в вузе, независимо от формы занятости (на полную ставку или по совместительству и прочее), для участия в опросе прошу перейти на сайт анкетирования 👇по ссылке (https://ot.vet/s245?ref=nizgoraev)
Буду признателен за распространение ссылки 1️⃣среди Ваших коллег, проводящих лекции или семинары в российских вузах, 2️⃣в имеющих отношение к высшему образованию пабликах и чатах. И, конечно, традиционно, в комментариях жду аргументированной критики и недовольства анкетой – это самое ценное, что дает неформальное общение через социальные сети.
* Опрос проводится РАНХиГС при Президенте Российской Федерации по поручению Министерства науки и высшего образования Российской Федерации.
ot.vet (https://ot.vet/s245?ref=nizgoraev)
ОТВЕТ - Социальные исследования
|
Племянник мужа сообщил нам (1 курс политехнического колледжа ), что их преподаватель физики ругается матом на них и метод его преподавания заключается в том, что дети по очереди подходят к доске и читают презентацию преподавателя, нет даже домашних заданий (ведь их проверять надо и на это уходит много времени - зачем?). Можно ли таким образом вызвать инсайт понимания предмета у детей? Думаю, что нет. Я написала коллеге, что может быть не надо ругаться матом на детей? На что он мне ответил, что детей плохо учат физике в школах и продолжает ругаться матом, со слов нашего племянника. Я понимаю, что физиков не хватает в школах города, недавно дочка друзей сообщила нам, что в даже в одной из гимназий города нет физика. Как мы хотим поднимать техническое образование с таким уровнем преподавания?
Все-таки очень хотелось бы, чтобы преподаватели университета показывали другой уровень культуры
|
https://ec.europa.eu/education/summit/digital-education-transformation_en
10 декабря пройдет европейский онлайн Форум по цифровому образованию. Можно присоединиться онлайн и послушать - что нового скажут европейцы о цифровом образовании.
|
Изменено: пользователем Елена Луковицкая leg1 Elena.Lukovitskaya@novsu.ru
|
Коллеги, очень рекомендую посмотреть вебинар Европейского Университета в Санкт-Петербурге об адаптации преподавателей к ДО:
https://www.youtube.com/watch?v=Cmq8Nv-qqLM&feature=youtu.be
Очень интересен опыт Псковского университета, сотрудничавшего во время пандемии с крупными российскими вузами и их библиотеками, а также Европейского Университета. В целом интересно услышать о результатах опроса, в котором мы с вами летом поучаствовали - онлайн. Большинство преподавателей понимает, что дистанционное образование - дополнительно к обычному и должно занимать не более 25-50% времени.
Спросила коллегу - профессора Европейского Университета Жанну Чернову (участвовала в круглом столе), в каких программах они работают? Работают в ms teams, синхронизированный формат. И работают из дома. И мне не понятно - почему у нас обязательно нужно преподавателям сидеть в холодных аудиториях, когда еще отопления нет? Для удобства контроля? А для здоровья? Во время обычной лекции можно ходить и согреваться, а в дистанционном формате ты сидишь без движения... Во время пандемии это выглядит странно, ведь мы заботимся о здоровье сотрудников?
Контролировать можно и по ссылке зума - есть ли разница для контролера - где ты сидишь? Как и нам без разницы - где сидит контролер?
Изменено: пользователем Елена Луковицкая leg1 Elena.Lukovitskaya@novsu.ru
|
· В этом году меня студенты порадовали - 14 студентов из медицинского института (курс социологии) участвовали в онлайн конференции НовГУ. Интересные доклады для онлайн конференции в Гуманитарном институте подготовили:
1. Пономарева М.К., Лесько А.Ю., Арсенян М.С., Петрова Д.С., Султанахмедова С.О. ОТНОШЕНИЕ МОЛОДЕЖИ ИМО (НовГУ) К КОРРУПЦИИ
2. Иванова О.Л., Штейнмиллер А.М., Очкуренко А.С. СТЕРЕОТИПИЗАЦИЯ ВИЧ В РОССИИ (на основании пилотажного исследования)
3. Морозов О.А., Исакова О.Д., Ивлева К.Д. Степень гражданской активности различных групп населения. (на основании пилотажного исследования)
4. Максимова Ю.М., Осипова П.С., Таубин А.С. ОТНОШЕНИЕ ЛЮДЕЙ К ГРАЖДАНСКОМУ БРАКУ – СОЖИТЕЛЬСТВУ. (на основании пилотажного исследования)
Также студенты поучаствовали в «ДНИ НАУКИ в НОВГОРОДСКОМ ФИЛИАЛЕ РАНХиГС». Для Региональной Студенческой он-лайн конференции партнеров, «СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВЕРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА» 18 мая 2020 года (участвовало 35 студентов НовГУ и филиала РАНХИГС, https://www.youtube.com/watch?v=psm7pm_oWl4&feature=youtu.be) свои презентации подготовили:
- Кацына Алексей, Хохловская Мария
студенты ФГБО УВО НовГУ им. Ярослава Мудрого
(Великий Новгород). Российские телепередачи о здоровье, их восприятие
молодежью
- Пономарева Мария Константиновна, студенты ФГБО УВО НовГУ им. Ярослава Мудрого (Великий Новгород). Отношение молодежи к коррупции
- Штейнмиллер Анастасия Михайловна, студент ФГБО УВО НовГУ им. Ярослава Мудрого (Великий Новгород). Стереотипизация вич в России
Таубин Анастасия Сергеевна, студент ФГБО УВО НовГУ им. Ярослава Мудрого. Отношение молодежи к сожительству
В «Вестник Новгородского филиала РАНХиГС» (журнал размещается в ЭНБ и включен в РИНЦ) подготовили свои статьи:
- А. Казанская. Современная семья как социальный институт - кризис, трансформация или модернизация?
- Кацына А.Р., Хохловская М.С., Глушнева Е.Ю. РОССИЙСКИЕ ТЕЛЕПЕРЕДАЧИ О ЗДОРОВЬЕ, ИХ ВОСПРИЯТИЕ МОЛОДЕЖЬЮ
|
https://www.umass.edu/coronavirus/
Случайно наткнулась на сайт университета Амхерста. с которым наш Университет сотрудничал много лет и мне понравилось, как все четко там организовано - Ректор университета выступил с обращением к студентам и сотрудникам, успокоил, что ни одного случая заражения там не выявлено. Кроме того,на сайте прописано, что делать и как, куда обращаться в случае подозрений на короновирус.
Очень четко по всем пунктам информируют - 1)информация по путешествиям, 2)ресурсы в отношении здоровья, 3)ресурсы для студентов, 4)преподавание и исследования.
Надеюсь, что у нас появится четкая информация для всех студентов и сотрудников на сайте - что, как, куда обращаться. где проверяться, как долго мы со студентами будем работать дистанционно и т.д.
.
Изменено: пользователем Елена Луковицкая leg1 Elena.Lukovitskaya@novsu.ru
|
Здравствуйте коллеги!
Заполняю эффективный контракт и никак не могу понять - почему за участие в соревнованиях я получаю балл, а за то, что в этом году у меня отлично защитилась магистрантка, я ничего не получаю? (кафедре зачет есть, но у меня лично нет). Или что я выиграла конкурс на престижную стажировку в высшей школе экономике? четырехдневную, но все-таки...
То есть, для моей оценки как преподавателя важнее мое участие в спортивных соревнованиях, чем работа с магистранткой и самосовершенствование? Я не против спорта, я спорт очень люблю и при возможности в спортивных соревнованиях участвую , но это в основном для поддержания физической формы, но не для отчетности...
Очень хочется узнать - как выбирались критерии для эффективного контракта?
Я, конечно, понимаю, что в последнее время мнение преподавателей не важно, что все спускается нам сверху без коллективного обсуждения. но очень хочется понять - как выбирались критерии?
С уважением.
Е.Г.
|
https://docs.google.com/forms/d/1AkSIqv7E56X9aixbEAFYgdN0Ej7runSeYikr_hX5Qy0/edit#responses
Уважаемые коллеги и студенты!
Если не сложно - заполните, пожалуйста, маленькую анкетку на тему - Какой Бренд Великого Новгорода вам ближе по этой ссылке.
Функции брендинга - консолидация населения практически всех возрастов, формирование региональной идентичности, сопричастности развитию региона, его прошлому и будущему, формирование его привлекательности как места работы и проживания
В результате брендинга экономика региона тесно увязывается с социальным и человеческим капиталом.
В единое целое тесно увязывается производство, труд, социально-культурная среда, гражданская и культурная идентичность (кто мы есть?).
Изменено: пользователем Елена Луковицкая leg1 Elena.Lukovitskaya@novsu.ru
|
Обращаюсь к Вам от имени оргкомитета Седьмого Всероссийского конкурса инновационных работ «Ельцин – Новая Россия – Мир», который проводится в рамках платформы «Понимая 90-е XX века: Культура памяти – Культура достоинства». Девиз Конкурса «Созидаем достойное будущее Новой России».
Прием конкурсных работ – до 20 апреля 2019 года.
Главная цель Конкурса: содействие в становлении современно мыслящего и эффективно действующего гражданского общества, идейно объединенного конституционными ценностями и корпоративной ответственностью за настоящее и будущее нашей Родины, владеющего культурой памяти, современными методами понимания особенностей отечественной истории на принципах истины и правды, диалога идей и людей, мировоззрений и поколений.
Буду признателен Вам за содействие в организации участия в конкурсе Ваших студентов и аспирантов, коллег ученых и преподавателей, а также за размещение информации о конкурсе на официальном сайте Вашей организации.
Подробно ознакомиться с положением о конкурсе можно на сайте:
www.novaya-rossia-konkurs.ru и в приложенных к письму документах.
Буду благодарен, если о «Конкурсе-2018-2019» узнают коллеги Ваших партнерских образовательных и научных учреждений, общественных организаций и социальных инновационных движений, а также за ссылку о размещении нашего конкурсного объявления на сайте Вашей организации по электронной почте (адрес: yeltsinkonkurs@gmail.com).
С надеждой на плодотворное сотрудничество,
Председатель оргкомитета конкурса,
Ректор Народного университета российского конституционализма при Ельцин Центре,
Основатель школы Политософии «Достоинство»,
Геннадий Бурбулис.
|
Коллеги, подскажите пожалуйста, как вы избавляетесь от многочисленного спама в университетской почте? Если раньше была вверху кнопка "СПАМ", то теперь вижу кнопку вверху "Не спам". Такого спама, как в университетской почте, у меня нет ни в одном другом электронном ящике.
Куда спаи удалять? чтоб он не повторялся постоянно...
Подскажите!!!!!
|
Уважаемые коллеги,
Этот номер посвящен экономике и социологии телемедицины, истории создания телемедицины в России, а также содержит интересную информацию о региональном опыте развития этого направления.
--
с уважением,
Ирина Евгеньевна Калабихина
Irina E. Kalabikhina
доктор экономических наук, профессор,
заведующая кафедрой народонаселения
экономического факультета МГУ имени М.В.Ломоносова
|
Настало лето, зачеты все закончились. На фоне негативных новостей о повышении налогов, цен, пенсионного возраста и т.д. пришло письмо от студентки с медицинского и подняло мне настроение. Мне очень нравится работать со студентами медицинского института - они такие разные - из разных стран, разных российских городов. Это разнообразие позволяет нам сравнивать разный социальный опыт и делать интересные выводы. Например, рассматривая здравоохранение как социальный институт, мы узнали от Натана из Израиля, что больницы там находятся или в торговых центрах или в парках - чтобы люди могли погулять, получить удовольствие от природы или покупок - кому что нравится. Благоприятная социальная среда - важный фактор выздоровления. Дезинфекция в больницах там усиленная и уборщиц на одно отделение не одна, а несколько, что и позволяет доставлять больным удовольствие прогуливаться вне больничной палаты.
"Елена Геннадьевна!
К сожалению, раньше не было возможности написать, но мне, в первую очередь, как обычному студенту, а во-вторую, уже как старосте хотелось поблагодарить Вас за Ваши занятия, за высокий профессионализм и компетентность, доброжелательность, терпение. От чистого сердца примите мою благодарность!
Благодарим за Вашу доброту,
За знания, что Вы преподнести сумели.
Спасибо Вам за пониманье и тепло...
И за зачеты, что нам душу грели.
Спасибо Вам за то, что понимали нас,
Хоть было нелегко, конечно, Вам порою.
Вы не преподаватель, а мечта!
Всегда к нам относились Вы с душою."
|
https://mirros.hse.ru/article/view/6786/7399
Здесь - Научная Статья кемеровских коллег "Изменение положения преподавателей российских вузов" в журнале "Мир России"
|
Изменено: пользователем Елена Луковицкая leg1 Elena.Lukovitskaya@novsu.ru
|
|
Поздравляю моего любознательного студента Сергея Ереско, победившего в городском конкурсе научных работ по социологии!
В этом ему помогала отличная команда с разных институтов НовГУ - Князева Виктория, Федорова Диана и Ксения Иванищева!
Работа Сережи называется "Исследование качества жизни лиц пожилого возраста в Великом Новгороде". Студентами было опрошено более 500 человек старше 55 лет, что весьма репрезентативно для нашего города.
Очень сожалею, что другой мой студент - журналист Сергей Асташкин не пошел предсталять свою интересную и качественную работу на студенческую конференцию, хотя успешно прошел во второй круг конкурса.
Изменено: пользователем Елена Луковицкая leg1 Elena.Lukovitskaya@novsu.ru
|
http://oralhistory.ru/talks/orh-1613/text
очень интересное интервью с преподавателем -
главным научным сотрудником Института философии РАН и профессором Йельского Университета
Основная идея - у нас высшее образование сильно забюрократизировано, с чем я абсолютно согласна.
Изменено: пользователем Елена Луковицкая leg1 Elena.Lukovitskaya@novsu.ru
|
https://news.mail.ru/society/27014508/?frommail=10
Массачусетский университет, с которым у нас были совместные проекты - на первом месте.
МГУ - на 108, СПБГУ, мой альма матер - на 258
Посмотрела шкалу оценивания на сайте:http://www.topuniversities.com/qs-stars/qs-stars-methodology и вот параметры, которые они оценивают:
-
Научные результаты
-
Качество преподавания
-
трудоустройство выпускников
-
Интернализация - количество студентов по обмену и иностранных студентов
-
Инфраструктура - библиотеки, оснащение IT, возможности для занятий спортом ( В университете Индианы, который не вошел в 100 лучших есть, например, 2 огромных спортзала с двумя бассейнами в каждом - с теплой и прохладной водой :)) А библиотека- это отдельное огромное здание в несколько этажей с хорошим компьютерным залом и орг техникой) Мечта наших преподавателей и студентов. Есть специальные аудитории для просмотра фильмов, где каждое национальное сообщество крутит свои фильмы - русские, норвежские, финские и т.д. есть комнаты , где студенты могут покушать свою еду - разогреть в микроволновке, например, сварить кофе.
-
-
Дистанционное и онлайн обучение
-
социальная ответственность :)) - интересный критерий, который оценивает включенность университета в жизнь сообщества, в котором находится -вклад в благотворительность , развитие человеческого капитала региона
-
Инновации
-
Искусство и культура - количество выставок, концертов, наград, и вообще вклад в культурное развитие региона
-
Включенность - доступность для разных социальных групп, с низким доходом, с ограниченными возможностями, гендерный баланс
-
и еще один критерий - Специалисты - наличие отличных специалистов в узких сферах, правда, мне не понятно - каких?
Изменено: пользователем Елена Луковицкая leg1 Elena.Lukovitskaya@novsu.ru
|
Наш университет благополучно отчитался, что у нас все замечательно.
Но вот опять наступил учебный год и в очередной раз приходится решать проблему аудиторий с проектором. На мой взгляд, это проблема управленческая, не преподавательская.
У меня в субботу лекции у студентов ФПОИТ в Антоново и мне не могут найти аудиторию с проектором. Ну сколько можно лет постоянно решать эту проблему???? Мне говорят - узнавайте на том факультете, узнавайте на другом, разрешат ли вам там заниматься??? Почему я должна это делать?
|
Поздравляю моих замечательных студентов с кафедры биологии Ереско Сергея и Иванищеву Ксению со званием лауреатов на международной научно-практической конференции в секции "социология" !!! Они замечательно поработали - провели социологическое исследование с достаточно большой выборкой - около 500 человек! Приятно работать с такими самостоятельными, думающими студентами.
Лауреат "Отношение населения новгородской области к queer людям"
Лауреат голосования
Ереско Сергей Олегович
Иванищева Ксения Александровна
научный руководитель Луковицкая Елена Геннадьевна
XXXII СТУДЕНЧЕСКая МЕЖДУНАРОДНая НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИя
«Научное сообщество студентов XXI столетия».
ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ
(Россия, г. Новосибирск 21 мая 2015 г.)
Дистанционное участие
Поздравляем Лауреатов XXXII Студенческой международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. Общественные науки»!
В результате интернет-голосования за лучшие работы было определено 2 победителя. Еще 2 диплома были присуждены экспертным голосованием оргкомитета.
Спасибо всем участникам конференции за активное обсуждение работ и голосование! Приглашаем всех студентов принять участие в следующей XXXIII Студенческой международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. Общественные науки».
Изменено: пользователем Елена Луковицкая leg1 Elena.Lukovitskaya@novsu.ru
|
=============================================
http://polit.ru/article/2015/05/24/open_data
24 мая 2015, 15:14
АННА САКОЯН
Открытые данные в образовании
В последние годы участники международного движения за открытость все больше обсуждают тему использования открытых данных в образовании (open data in education). Так как все три слова очень популярные и в риторике представителей этого движения, они встречаются и в других комбинациях, что иногда приводит к путанице. В частности, есть понятие «открытое образование» (или открытые образовательные ресурсы), которое далеко не обязательно подразумевает работу с открытыми данными. Еще есть выражение «открытые данные по образованию» (open education data): речь идет о раскрытие данных, касающихся образования (об успеваемости студентов, преподавательских компетенциях, школьных бюджетах и т.п.). Кроме того, многие образовательные проекты, так или иначе осваивающие новые технические возможности, конечно, используют данные, но это далеко не обязательно открытые данные.
Смысл обсуждения «открытых данных в образовании» в том, чтобы исследовать, каким образом именно открытые данные могут быть полезны для образования. Любые открытые данные, в том числе открытые данные по образованию. Здесь есть несколько направлений. С одной стороны, это использование открытых данных для создания и совершенствования обучающих инструментов и образовательных платформ. С другой стороны, это разработка на основе открытых данных организационных и информационных приложений для координации образовательных процессов (регулярные расписания, мероприятия, инструменты для сравнения и т.п.). Наконец, это использование данных как материала, с которым могут работать сами студенты – для создания своих учебных проектов или для самостоятельной оптимизации своего учебного процесса.
Один из крупнейших международных проектов в этой области называется LinkedUp. Он был организован за счет выигранного гранта по программе ЕС, посвященной исследованию прогрессивных технологий. По формату он представляет собой консорциум образовательных организаций, в том числе университетов, которые так или иначе заинтересованы в этих исследованиях. Сейчас туда входят университеты и образовательные центры из Канады, Нидерландов, Греции, России, Британии, Германии, Люксембурга, Италии, Испании и Бразилии. Кроме того, у проекта есть партнеры в лице нескольких открытых университетов, а также Фонда открытых знаний (Open Knowledge Foundation). Координатор проекта – Марике Гай (Marieke Guy).
Сам проект уже заканчивается, однако за два года своего существования он успел привлечь к этой теме ряд учебных организаций и собрать много информации об использовании открытых данных в образовании. Образование понимается в самом широком смысле: начиная с образовательных институтов и заканчивая неформальным обучением.
В качестве примера пользовательского приложения для неформального взаимодействия можно привести нидерландский проект Konnektid. Это система, которая ищет по географическому признаку людей, имеющих опыт в том или ином виде деятельности (например, садоводстве) и желающих этим опытом поделиться. Человек, который хочет чему-нибудь научиться, ищет соответствующее направление по ключевым словам и в итоге видит, есть ли в его окрестностях кто-нибудь, с кем можно связаться на предмет обучения. Чем больше людей подключаются к проекту, тем больше его потенциальная эффективность.
Didactalia.net – это преимущественно испаноязычная система для поиска учебных материалов для преподавателей и студентов, а также агрегатор образовательных ресурсов, сделанных на основе связанных данных. Кроме того, это сообщество, в котором преподаватели размещают свои материалы, чтобы их могли использовать другие преподаватели или студенты. Посещаемость ресурса оценивается в 45 000 уникальных пользователей в сутки.
Система FLAX представляет собой попытку сделать базу для изучения языков и интерфейс для работы с этой базой. Технически система рассчитана на изучение любого языка, однако практически ее возможности сильно ограничены тем, насколько тот или иной язык описан машинным образом и представлен в интернете. Но английский язык действительно представлен очень разносторонне и с учетом разных уровней. Там можно найти уроки, презентации, учебные приложения, тематические тексты, тематические словарные базы, базы сочетаемости слов, базы готовых фраз.
Можно также привести в пример проект ECOLE, разработанный в лаборатории университета ИТМО (СПб), одного из партнеров проекта LinkedUp. Это открытая образовательная семантическая платформа, интегрирующая открытые курсы и учебные материалы, размещенные в интернете и позволяющая выстраивать из них индивидуальные учебные программы.
Все вышеприведенные примеры демонстрируют использование открытых данных для создания инструментов и усовершенствования образовательных процессов, но не в качестве того материала, с которым студенты (или преподаватели) работают непосредственно. Между тем, такое применение также обсуждается и применяется.
Наиболее очевидный случай – это когда открытые данные задействуются в проектах, направленных на обучение работе с данными. Использовать открытые данные здесь удобнее всего, так как они доступны всем участникам процесса. Открытые данные используются, например, в курсе в онлайн-курсе по журналистике данных, который запустил Европейский центр журналистики данных. К открытым данным неизбежно обращаются организаторы и участники так называемых экспедиций данных – неформальных образовательных и исследовательских проектов. Также знакомство с различными аспектами открытых данных будет частью повестки проекта «Школа информационной культуры», который в скором времени запускает НП «Инфокультура».
Есть и более развернутый подход, который пытается использовать правительство США. «Федеральные базы данных по высшему образованию, доступные на сайте education.data.gov(например, по ценам, выпускным рейтингам, процентам по ссудам и т.д.), - гласит запись в официальном блоге, опубликованная летом 2012 г., - могут стать основой для создания и совершенствования сервисов, которые бы помогали студентам и их близким принимать информированные решения о том, в каком колледже учиться, с точки зрения таких показателей, как цена и качество». Кроме того, «Инициатива по образовательным данным призывает учебные заведения, в том числе коммерческие, дать студентам доступ к безопасному скачиванию данных по их успеваемости. Это может создать стимул к развитию персонализированных учебных проектов и других услуг, которые бы помогали повысить качество обучения. Если сделать такие данные доступными, например, для старшеклассников, у них будет возможность создать свой собственный учебный профиль и подключить к нему инструменты и ресурсы, которые бы позволили им улучшить успеваемость».
Наконец, еще одна мотивация к тому, чтобы энергично внедрять работу с данными в учебные процессы, состоит в том, что системное массовое развитие этих навыков в принципе способствует повышению информационной грамотности, а это уже важно не только для оптимизации образовательных процессов, но и для повышения гражданской и производственной активности.
_______________________________________________
|
Ко мне обратились за помощью из автодора - очень хорошая возможность для практики студентов, не обязательно экономических специальностей - можно любых, желающих получить хорошие навыки.
"Прошу помочь мне организовать приток студентов на
практику в мое Управление, конкретно для моего технического отдела в части
прохождения практики по Кадастровому учету имущества в Росреестре, работ по
межеванию земельных участков, работ по техническим планам на автомобильные
дороги и др. объекты, ведению перечней объектов, проведение работ для
регистрации оперативного управления государственным имуществом новгородской
области и др."
С уважением,
начальник технического отдела
ГОКУ Новгородавтодор
Морозова Наталья Ивановна.
телефон (816-2)
943-347
Изменено: пользователем Елена Луковицкая leg1 Elena.Lukovitskaya@novsu.ru
|
http://polit.ru/article/2014/06/26/education/
26 июня 2014, 19:56 вузы образование
Обращение преподавателей вузов о ситуации в высшем образовании
Научно-образовательная колонна
Мы публикуем петицию преподавателей, требования которой были приняты на Форуме преподавателей вузов Москвы 17 июня, организованном региональным профсоюзом работников высшей школы России «Университетская солидарность».
Президенту РФ В.В. Путину
Председателю Правительства РФ Д.А. Медведеву
Заместителю председателя Правительства РФ О.Ю.Голодец
Мы, подписавшие это обращение, в очередной раз обращаем ваше внимание, что заявленные в официальных документах цели развития российского высшего профессионального образования и конкретные политические меры Правительства, Минобрнауки, как и действия руководства значительной части вузов находятся в вопиющем противоречии между собой.
Нам говорят об улучшении качества образования, о повышении конкурентоспособности российской высшей школы, обеспечении результативности и эффективности системы, об укреплении связей высшего профессионального образования с наукой и практикой, наконец, об увеличении оплаты труда преподавателей.
На деле мы видим и чувствуем на собственной шкуре совсем другое. Высшую школу ориентируют на рейтингобесие, когда вместо реального повышения качества образования пытаются имитировать формальные показатели, подчас не слишком честными средствами (вроде привлечения иностранных специалистов исключительно ради их высоких показателей цитируемости и индексов Хирша).
Стремятся удовлетворить требования «Дорожной карты» по количеству студентов, приходящихся на одного преподавателя, переводя часть преподавателей на ухудшенные условия труда. Этот прием используется и для повышения формальных показателей размеров оплаты штатных преподавателей. Показатель фальсифицируется так же тем, что в нем не учитывается увеличение объема нагрузки, то есть в реальности происходит снижение оплаты на единицу трудозатрат.
Фиктивными являются показатели «среднего» (арифметического) размера оплаты труда, так как при их расчете учитываются все виды выплат, в том числе связанных с внутренним совместительством, грантами, которые вообще не зависят от вуза, запредельно высокие выплаты руководящему персоналу вузов.
Массовые сокращения преподавателей и сокращение бюджетных мест в вузах оправдывают снижением численности потенциальных студентов из-за «демографической ямы», не учитывая альтернативных возможностей сохранения кадрового потенциала вузов.
Оценка эффективности вузов по плохо проработанной системе критериев, во многих случаях зависящих к тому же не от образовательных учреждений, а от руководящих ими органов, грозит снижением доступности высшего профессионального образования, прежде всего в провинции, лишением регионов локальных культурных центров.
Произвольные слияния вузов сопровождаются не сокращением управленческого аппарата (он во многих случаях возрастает), а опять же увольнениями преподавателей. Нестабильность существования преподавателей растет из-за перспектив перехода на так называемый «эффективный контракт» с недостаточно обоснованными показателями, с тенденцией сокращать сроки действия трудовых договоров. Это грозит подрывом у преподавателей стимулов к творческому продуктивному труду, приводит к внедрению в нашу среду психологии «поденщиков». Дальнейшее развитие антисолидарных подходов к формированию зарплаты преподавателей, заложенных постановлением 2008 года об «отраслевых системах оплаты труда», разрушает морально-психологический климат в коллективах, что так же негативно сказывается на качестве образования.
В целом мы видим, что предпринимаемые Правительством Российской Федерации и Минобрнауки России меры ведут не к выходу из глубокого кризиса, в котором пребывает российское высшее профессиональное образование, а к его усугублению и грозят просто распадом системы, потерей страной значительной части своего интеллектуального потенциала, сокращением возможностей для социальной мобильности.
У вас есть шанс доказать, что провозглашаемые вами цели – это не пустые обещания, данные из популистских соображений.
Доказать преподавателям вузов и обществу в целом, что вы и в самом деле озабочены будущим страны.
Мы считаем, что для спасения высшего образования необходимо ВЫПОЛНЕНИЕ СЛЕДУЮЩИХ ТРЕБОВАНИЙ:
Начать широкую общественную дискуссию о целях, задачах и путях реформирования образования и науки, сшироким привлечениям независимых экспертов, преподавателей, ученых и общественности. Итогом этой дискуссии должна стать существенная корректировка основополагающих нормативных правовых актов в этой сфере;
Немедленно отменить уничтожающую образование и науку «Дорожную карту» - план мероприятий "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки", утвержденный Распоряжением Правительством РФ от 30 апреля 2014 г. № 722-р; Отменить Постановление Правительства РФ от 5 августа2008 г. № 583 «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и федеральных государственных органов», которое создало серьезные диспропорции в оплате труда работников образования, породило откровенную социальную несправедливость и создало неограниченные возможности для всевластия и произвола вузовской бюрократии;
Отказаться от практики назначения ректоров «сверху» как процедуры, разрушающей принципы университетской автономии и академической свободы. Расширять институты академического самоуправления, а не свертывать их;
Запретить практику сокрытия размеров и источников формирования доходов научных и образовательных организаций от трудового коллектива, которая создает возможности для произвольного и бесконтрольного расходования средств руководством в ущерб работникам;
Отказаться от порочной и незаконной практики объявления зарплат в вузах «коммерческой тайной»; создать прозрачную и справедливую систему начисления заработной платы (а также всех иных доходов), не допускающей превышения совокупного дохода ректора (и любого другого вузовского начальника) более, чем в три раза от среднего уровня оплаты профессорско-преподавательского состава вуза;
Перейти при оценке роста уровня оплаты труда вузовских преподавателей от среднего арифметического к медианному размеру оплаты труда как более объективно показывающему реальное положение дел; Не откладывать существенное повышение зарплат до 2018 г., учитывать не только «валовый» объем зарплаты, но и ее соотношение с реальным объемом нагрузки;
Не повышать объем учебной, особенно аудиторной нагрузки, а напротив, сократить ее, установив предельный размер нормальной учебной нагрузки в треть годового фонда рабочего времени – 520 часов при предельном объеме аудиторной («горловой») нагрузки в 180 часов. Создать реальные условия для занятия преподавателей научной деятельностью и особенно методической деятельностью, без которой не могут быть реализованы образовательные стандарты;
Пересмотреть с учетом открытого и широкого общественного обсуждения методику оценки эффективности вузов, дифференцировав ее по типам вузов и четко разделив показатели, зависящие от самих вузов и от деятельности вышестоящих государственных органов; выработать четкий алгоритм действий в отношении вузов, признанных неэффективными, отдавая приоритет их оздоровлению, а не ликвидации.
Практиковать слияние вузов лишь после серьезной и открытой оценки его необходимости и проработки процедур слияния, чтобы оно не наносило ущерб сложившимся коллективам;
Отказаться от планов и практики массового сокращения преподавателей и перевода их на худшие условия занятости; запретить заключение гражданско-правовых договоров с преподавателями иначе, как на подготовку новых курсов и учебно-методических комплексов. Перейти к практике заключения по итогам открытого конкурса бессрочных трудовых договоров с преподавателями;Обеспечить защиту трудовых прав компетентных и честных преподавателей, которые испытывают притеснения со стороны администрации вузов; решительно пресекать незаконные преследования и увольнения преподавателей по мотивам, не связанным с выполнением ими трудовых обязанностей (общественная, в том числе профсоюзная, деятельность, высказывание идеологических позиций, сексуальная ориентация и гендерная самоидентификация и т.п.);
Мы требуем отставки Д.Ливанова, который еще в ноябре 2012г. продемонстрировал циничное отношение к большинству российских преподавателей, назвав их «преподавателями невысокого качества» и после этого продолжавшего демонстрировать свои невысокие человеческие и деловые качества, а также свою вопиющую некомпетентность. Мы считаем, что на его место должен быть назначен человек, предлагающий программу реформирования образования в интересах обучающихся, преподавателей, широких слоев общества, а не бюрократии и крупного капитала. Его назначение должно стать результатом широкого общественного обсуждения предлагаемой программы.
*******************************************************
Аншаков Олег Михайлович, профессор кафедры математики, логики и интеллектуальных систем в гуманитарной сфере РГГУ, член профсоюза Университетская солидарность ;
Бабичева Елена Леонидовна, к.ф.н., доц. ПГУ;
Базанов Михаил Александрович, преподаватель Челябинского базового медицинского колледжа;
Барбенко Ярослав Александрович, канд. ист. наук., доцент Дальневосточного федерального университета;
Бахтин Виктор Викторович, к.и.н., доцент ВГАУ;
Белобрыкина Ольга Альфонсасовна, канд. психол. наук, доцент НГПУ;
Беспалов Сергей Валериевич, к.и.н., доц. РАНХиГС;
Булдаков Владимир Прохорович, д.и.н., г.н.с. ИРИ РАН;
Волков Николай Сергеевич, Московский государственный университет, член Центрального Совета профсоюза «Университетская солидарность»;
Волокитина Надежда Александровна, к. культурологии, доцент Сыктывкарского государственного университета;
Галкина Елена Сергеевна, доктор исторических наук, профессор МПГУ, сопредседатель межвузовской организации профсоюза работников высшей школы «Университетская солидарность»;
Гонина Наталья Владимировна, доцент кафедры истории и политологии Красноярского государственного аграрного университета.
Дамье Вадим Валерьевич, д.и.н., ведущий научный сотрудник Института Всеобщей истории РАН, профессор Высшей школы экономики;
Донских Олег Альбертович, д.филос.н., проф., зав. кафедрой философии НГУЭУ (Новосибирского государственного университета экономики и управления);
Ерусалимский Константин Юрьевич, д-р ист. наук, проф. каф.истории и теории культуры РГГУ;
Замятина Ирина Викторовна, д.ф.н., доцент Пензенского государственного университета;
Звягина Анна Стефановна, доцент, к.п.н., ДВГГУ , г. Хабаровск;
Иванов Фёдор Николаевич, к.и.н., доцент Сыктывкарского государственного университета;
Каверина Екатерина Николаевна, кандидат биологических наук, преподаватель;
Каневский Игорь Маркович, к.х.н,, доцент ЯГТУ;
Корниенко Светлана Юрьевна, к.ф.н., доцент Новосибирского государственного педагогического университета;
Котелевский Дмитрий Владимирович, доцент департамента философии Уральского Федерального Университета;
Красильников Сергей Александрович, доктор исторических наук, профессор Новосибирского государственного университета;
КрокинскаяОльга Константиновна, д.с.н., проф. Российский государственный педагогический университет им. А.И.Герцена
Кудюкин Павел Михайлович, доцент ВШЭ, сопредседатель профсоюза работников высшей школы «Университетская солидарность» ;
Кузнецов Валерий Александрович, доцент Самарского государственного технического университета;
Кузнецова Наталья Владимировна, преподаватель ДВГГУ;
Курляндский Игорь Александрович ,к.и.н, с.н.с. Института российской истории РАН;
Лобанов Михаил Сергеевич, к.ф.-м. н., доцент МГУ, председатель профкома профсоюза «Университетская солидарность» в МГУ, сопредседатель профсоюза работников высшей школы «Университетская солидарность;
Лордкипанидзе Марина Георгиевна, к.э.н., доцент;
Лукоянов Игорь Владимирович, дин, внс Санкт-Петербургского института истории РАН;
Морозов Константин Николаевич, д.и.н., профессор кафедры гуманитарных дисциплин ИОН РАНХиГС, учредитель и член Совета «Вольного исторического общества», сопредседатель профсоюза работников высшей школы «Университетская солидарность» и гл. редактор сайта профсоюза-http://unisolidarity.ru;
Николаев Владимир Геннадьевич, к.с.н., доцент кафедры общей социологии НИУ ВШЭ;
Николаи Федор Владимирович, к.и.н., доцент Нижегородского государственного педагогического университета;
Неретин Юрий Александрович, д. ф.-м.н, проф., мехмат МГУ;
Обуховский Валерий Владимирович, д.ф.-м.н., профессор Воронежского госуниверситета;
Пацаева Светлана Викторовна, к.ф.-м. н., старший преподаватель физического факультета МГУ имени М.В.Ломоносова;
Подосокорский Николай Николаевич, кандидат филологических наук, историк, литературовед;
Росляков Александр Борисович, к.с.н., доцент кафедры теории и истории социологии РГГУ;
Рублев Дмитрий Иванович, к.и.н., доцент РГАУ-МСХА имени К.А.Тимирязева;
Солодников Владимир Владимирович, д.с.н., проф., социологический факультет РГГУ;
Соколов Никита Павлович, к.и.н, шеф-редактор журнала «Отечественные записки»; учредитель и председатель Совета «Вольного исторического общества»;
Семенова Татьяна Алексеевна, кфмн, доцент Национального исследовательского ядерного университета МИФИ;
Сурмава Александр Владимирович, доцент Академии Социального Управления, сопредседатель межвузовской организации профсоюза работников высшей школы «Университетская солидарность»;
Тернопол Татьяна Вячеславовна, кандидат культурологии, ст. преподаватель ЯГПУ им. К.Д. Ушинского;
Тиллес Ванда Феликсовна, к.т.н., доцент, Югорский государственный университет;
Трынов Дмитрий Валерьевич, ст. преподаватель УрФУ, председатель первичной организации профкома "Университетская солидарность" в УрФУ, сопредседатель профсоюза "Университетская солидарность" ;
Фомин Анатолий Аркадьевич, кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка и общего языкознания Уральского федерального университета;
Федчук Дмитрий Аркадьевич, канд. филос. наук, доцент, СПбГЭУ;
Фридман Владимир Семёнович, к.б.н, снс биофака МГУ;
Черняго Любовь Сергеевна, к.г.н., доцент, член профсоюзного комитета межвузовской организации профсоюза работников высшей школы "Университетская солидарности";
Шахматова Елена Васильевна, доцент Государственного университета управления, председатель профкома профсоюза «Уиверситетская солидарность в ГУУ;
Шиян Анна Александровна, к.ф.н., доцент УНЦ феноменологической философии философского факультета РГГУ;
Эрлих Сергей Ефроимович, к.и.н., издательство «Нестор-История»
Документ открыт для подписания вузовскими преподавателями (вне зависимости от размера ставки). Для подписания отправьте свою подпись (ФИО (полностью), степень (при наличии), должность и вуз (полностью)) на е-мейл гл. редактора сайта «Университетская солидарность» -morozov.socialist.memo@gmail.com (Константину Николаевичу Морозову) или разместите свою подпись ( и то, что Вы хотите сказать поданному поводу) под этим письмом ниже в комментариях или на сайте «Университетская солидарность» (предварительно зарегистрировавшись) - http://unisolidarity.ru/?p=2441, откуда Ваша подпись потом будет перенесена в общий список".
|
Кен Робинсон - Новый взгляд на систему образования
www.youtube.com
Русский перевод и озвучка (студия Airstrike). Оригинал - http://www.youtube.com/watch?v=zDZFcDGpL4U
|