Открытое письмо учителей Новгородской области
первому заместителю главного редактора
«Учительской газеты»
И.Г. Димовой
Уважаемая Ирина Георгиевна!
Учителя музыки и изобразительного искусства Новгородской области преподаватели Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого, сотрудники «Новгородского института развития образования» с недоумением и возмущением восприняли информацию о том, что Министерство образования и науки РФ намерено изменить идеологию предметов искусства («Музыка», «Изобразительное искусство») в учреждениях общеобразовательного типа.
Суть изменений касается статуса указанных предметов. В грядущих изменениях (намерениях) мы видим прямую угрозу соблюдению принципа доступности каждому ребенку стать грамотным слушателем, зрителем, читателем, получив опыт эмоционально-ценностных отношений, художественного и музыкального творчества на основе формирующейся художественной и музыкальной культуры. Мы опасаемся, что такое нарушение в полной мере отразит строку в «Стратегии модернизации российского образования», где «культура» стоит на последнем месте через дефис с «досугом».
Основываясь на многочисленных научных трудах и собственном многолетнем педагогическом опыте, мы с уверенностью заявляем, что музыкально-художественное образование в отечественной школе решает не только узкоэстетическую задачу – оно представляет собой действенную силу, стимулирующую духовный и творческий потенциал личности.
На протяжении всей истории человечества в самых различных странах постоянно и успешно доказывалось, что активное занятие музыкой, живописью, также как и другими видами искусства, служит развитию творческих сил человека, которые, в свою очередь, имеют огромное значение для его деятельности во всех, без исключения, областях общественной жизни.
Пусть в дальнейшем ребенок не выберет путь художника и музыканта, но приобщение к искусству окажет влияние на всю его дальнейшую жизнь – станет ли он рабочим или фермером, врачом или учителем. По мнению психологов, тот, кто творит и стремится к самореализации в творчестве, лучше умеет концентрировать энергию, мобилизовать сильные стороны своей натуры для преодоления препятствий и решения как внешних, так и внутренних конфликтов, более способен к росту и самосовершенствованию личности. В человеке должен жить творец, поэтому создать условия для обучения каждого ребенка не только логическому, но и художественно-творческому мышлению государство обязано в общеобразовательной школе.
Сегодня учителя-специалисты в Новгородской области часто не имеют возможности реализовать стандарт по искусству по причине отсутствия кабинетов искусства (27%), а также, нарушений Федерального базисного учебного плана в части предметов «Искусство».
К примеру, стандарт по музыке и изобразительному искусству реализуется только в начальной школе, а в основной школе (5-9) часы на искусство в учебном плане ОУ отсутствуют, или отдаются на предметы, не входящие в перечень области «Искусство» общего образования.
Часто преподавание уроков искусства в начальной школе, а иногда и в основной, передается не специалистам, а лицам, не имеющим соответствующего образования (в 230 школах нашей области по официальным данным сегодня работает 130 учителей музыки и 70 учителей изобразительного искусства).
В то же время, вакансии в школах города и области специалистам-выпускникам (кафедры музыки и кафедры изобразительного искусства НовГУ) работодатели не предлагают, «догружая» штатных педагогов «необязательным» предметом. В связи с этим происходит отток подготовленных и опытнейших специалистов в другие сферы деятельности.
С другой стороны, опыт показал, что переход на безотметочную систему оценивания по музыке и изобразительному искусству ещё больше снизил статус этих предметов.
В государственной общеобразовательной школе предметы гуманитарно-художественного цикла – музыка, изобразительное искусство, литература, мировая художественная культура, – служат эмоциональному, духовно-нравственному, патриотическому воспитанию человека. Их «выдавливание» из базисного учебного плана общего образования чревато катастрофическими последствиями. Об этом свидетельствуют отзывы новгородских учителей, методистов, преподавателей факультета педагогического образования, искусств и технологий НовГУ, осуществляющих подготовку учителей изобразительного искусства и музыки. Учителя музыки и изобразительного искусства Новгородской области, преподаватели Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого, сотрудники «Новгородского института развития образования» всецело поддерживают письмо деятелей искусства и образования, направленное в Государственную Думу России, и обращают внимание на бедственное положение, в котором сегодня оказались предметы «Музыка» и «Изобразительное искусство» в отечественной школе.
Заведующая кафедрой
изобразительных искусств
и методики преподавания
ИНПО НовГУ,
к.п.н., доцент Г.А.Поровская
Заведующий кафедрой
музыки и методики преподавания
музыкальных дисциплин
ИНПО НовГУ,
к.п.н., доцент М.Э.Раненко
Методист по предметам искусства
ОАОУ «Новгородский институт
развития образования» А.В.Степанова
Письмо подписали 46 учителей музыки, изобразительного искусства и мировой художественной культуры Новгородской области.