Сегодня во второй раз за все время своей преподавательской деятельности выгнала с лекции двух студентов. Не попросила уйти, а именно выдворила: оборвав половину фразы, подошла к последней парте, где они сидели, и не продолжила лекцию, пока они не ушли. Потом, правда, сама пятнадцать минут приходила в себя, не сумев сдержать слез – перемена у первого курса продлилась дольше обычного. Обещала объяснить им, в чем дело, объясняю.
Атмосфера на моих занятиях обычно демократическая: я отвечаю на все, самые провокационные, вопросы, я шучу со студентами, особенно если их внимание рассеивается, ругаю, если они того заслуживают – в общем, как многие из моих коллег. И вижу в студентах друзей в общем деле, со скидкой, конечно, на необходимую субординацию. Единственное, что вызывает во мне искреннюю досаду (не гнев даже) – это хамство. Нет, они, эти двое, - обычные ребята, даже симпатичные такие, не дураки, не сквернословят, не оскорбляют окружающих, ходят на занятия и могли бы считаться неплохими студентами. И парни все-таки, что на филфаке само по себе достоинство. Но они стали болтать и хихикать начиная с первого дня, что бы ни говорилось с кафедры. Вот сегодня говорили о первых русских святых – Борисе и Глебе. Я рассказываю об убиении двух братьев-князей, как это изображено в их житии, - они хихикают друг с другом. Я поясняю, чем эта сцена схожа с сокровенной, им пока не понятной, сценой из Евангелия в Гефсиманском саду, когда Христос, оставленный учениками, молился Отцу накануне предательства и распятия – эти двое не то что этой сцены не знают, они Евангелия не читают, хотя им как филологам положено (отнюдь не как христианам, - поймите правильно) – и опять болтают о своих наверняка более важных делах. Они, как по рефлексу, перестают болтать, только когда начинаешь диктовать то, что положено записывать и открывают рты (в буквальном смысле), когда слушают то, что им более-менее интересно (т.е. понятно). Так вот, хамство их в том, что такие способны глумиться над тем, что другим кажется важным. Обучение – это не только усвоение готовых истин или команд, чтобы выдавать в нужный момент нужные действия. Самое главное в обучении (филолога в особенности) – умение слышать сокровенное, а не очевидное. Ведь библейский Хам как раз глумился над сокровенным. И пусть эти двое – будущие журналисты (надеюсь, что они ими не станут), мы (преподаватели) отвечаем за то, чтобы такие вот потом не вещали с экранов с одной и той же интонацией о людских трагедиях или о котировках на биржевых торгах. Таких уже полно. Эти двое – тоже такие, уже сейчас. Если пока они первокурсники, они уже не реагируют ни на просьбы, ни на увещевания, ни на откровения, которыми, поверьте, преподаватель редко с кем делится, то что будет потом?
Вот почему я не сдержалась сегодня. Сидела в деканате и вытирала слезы, потому что чувствовала, что бессильна. Не против них – против того, чего они еще сами в себе не знают. И даже не прислушиваются, чтобы узнать.
А порадовали другие, подошедшие просить за них извинения. Это те, кто тоже и шумят, и смеются. Но кто слушает тогда, когда это особенно важно.
Comments (19)
Ещё со школы знаю,что громкий смех заставляет отвлекаться остальных слушателей.Такие ситуации бывали на уроках русского и литературы.
Таисия, поскольку Вы редко пока бываете на лекциях, поясняю: ситуация не школьная и нетипичная, потому и объясняю ее здесь. Дело не во мне, добивающейся тишины, - проблемы со вниманием и дисциплиной на моих занятиях у меня никогда не бывает, это не проблема. И контрольными я никогда не пугаю. И то, что я говорю, нужно не только им (вам), но прежде всего мне (потом поймете про миссию и главное дело в жизни). И вышла я не в гневе (Вы это могли понять по второму часу лекции, где все было как обычно). Просто это была ситуация, когда все (не только я, но и Ваши однокурсники) восстали против глупости и равнодушия, когда самые важные слова могут опошлены и обесценены. Вот это главная победа - когда происходит самовоспитание коллектива, т.е. общества. Просто с нашей помощью.
Российское общество пожинает плоды псевдогуманизма... для того, чтобы любить людей, их надо сначала воспитать (если эти задатки человечности вообще внутри есть). А к нам в ВУЗ попадают люди, которых уже поздно переделывать, тем более, если они сами этого не хотят. Всё, что мы, как преподаватели, можем сделать, - это, действительно, просто ПОМОЧЬ. Тем, кто эту помощь не отвергает, а принимает с благодарностью.
Дарья Борисовна, хоть мы с ребятами не совсем пока что знакомы,но по мне эти два молодых человека не хотели причинить вам ни малейшего вреда. Или просто мне не совсем хочется верить,что эти люди способны вывести до слез человека. Я думаю,что они давно осознали свою ошибку в смешках, но они хорошие ребята как ни крути. Первокурсники- вот кажется, что вроде бы уже с 11 класса вышли,а то и старше есть ребята, а тут на тебе- устраивают цирк. В сравнении если брать,то первый курс конечно же неадаптированная малышня. Даже диковатая. Мы вырастем обязательно. Главное понимать, что на данны
Дарья Борисовна, хоть мы с ребятами не совсем пока что знакомы,но по мне эти два молодых человека не хотели причинить вам ни малейшего вреда. Или просто мне не совсем хочется верить,что эти люди способны вывести до слез человека. Я думаю,что они давно осознали свою ошибку в смешках, но они хорошие ребята как ни крути. Первокурсники- вот кажется, что вроде бы уже с 11 класса вышли,а то и старше есть ребята, а тут на тебе- устраивают цирк. В сравнении если брать,то первый курс конечно же неадаптированная малышня. Даже диковатая. Мы вырастем обязательно.
Дарья Владимировна, все будет хорошо... Очень хочется с Вами познакомимся... Я теперь учусь в гуманитарном...
Михаил, не сомневаюсь. Все и так хорошо. Познакомиться можно в любой момент. Кстати, я, кажется, именно Вас видела вчера в нашей столовой - узнала Вас по Вашему темпераменту. Только я Борисовна, а не Владимировна.
Неверие преподавателя во студента - тяжкое преступление. Ладно бы все ссылались только на закон в данном случае - все было бы понятно. А так, получается, что каждый для себя придумывает нормы морали поведния, хочет чтобы все следовали именно твоему вектору понимания ситуации. Все остальные неспособны "вырасти".
Антон, неверия в студента нет. Это раз. Два - странно, как Вы смешиваете понятия: "неверие - это преступление". Смешно даже. Где в каких законах написано про преступление в виде неверия? А нормы морали тоже нигде не прописаны. И слава Богу, наверное. Иначе мы были бы машинами. Другое дело, если эти нечеткие нормы ведут к злоупотреблениям. Вот когда будете отвечать за ситуацию (а я за нее отвечаю как преподаватель), будете устанавливать свои нормы и определять свой вектор. А пока спросите у тех, кто учится у меня: злоупотребляю я своим правом на мораль и своим вектором поведения. Я ничего не скрываю и никому не диктую свои правила. Хочешь - приходи и слушай. Не хочешь - дверь открыта, уходи, я даже посещение на лекциях не отмечаю.
Простите, Дарья Борисовна...