ТОПОГРАФО-АНАТОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ эндовидеохирургическиХ вмешательств
О.Д. Мадай, студ.
Военно-медицинская академия им. С.М. Кирова, кафедры нормальной анатомии и военно-полевой хирургии, Россия
Актуальность проблемы связана с возрастанием удельного веса пострадавших с множественными повреждениями головы; сложность анатомических образований и высокая функциональная значимость структур верхней и средней зоны лица; все более широким применением высокоточных оптических технологий в медицине и высокие требования к эстетическим результатам лечения повреждений лица.
Благодаря сочетанию возможностей современной видеоэндоскопической техники и специфических особенностей внутричерепной анатомии, эндокраниоскопия находит все более широкое применение в челюстно-лицевой хирургии, как один из самых эффективных малоинвазивных методов диагностики и лечения (Мадай Д.Ю., 2006).
Целью исследования явилось изучение морфофункциональных особенностей строения внутренних анатомических структур носа в зависимости от типа строения черепа как целостной системы.
Материал и методы: Были исследованы черепа взрослых людей без нижней челюсти (n=20), рентгенограммы черепа в носо-подбородочной проекции (n=23), проведено ретроспективное исследование истории болезни (n=27). В анализ включены раненые и пострадавшие, которым были проведены эндовидеохирургические вмешательства на структурах верхней и средней зоны лица. Все полученные данные были обработаны с помощью пакета прикладных программ «Статистика» для ПЭВМ.
В итоге проведенной работы были выявлены корреляционные зависимости носового указателя с другими исследованными краниометрическими признаками: носовой указатель имеет обратную корреляционную зависимость (-0,39 по шкале Кэнделла) между правыми и левыми размерами носа, высотными размерами лица в передних отделах и шириной орбит. Из этого следует, чем меньше носовой указатель, тем выше вертикальные размеры полости носа и внутренних структур носа.
Выводы: Длиннотные и широтные признаки структур полости носа имеют достоверные половые различия при слабой степени их вариабельности; высотные размеры структур носа не имеют половых различий, однако у данного признака отмечаются выраженные типовые особенности; сторона измерения существенно не влияет на результаты измерения.
Автор благодарит руководителей исследования: д.м.н., проф. И.В. Гайворонского и д.м.н., проф. А.К. Иорданишвили.