«Гаудеамус» (лат. Gaudeamus – «Будем радоваться») — популярный студенческий гимн.
В основе «Gaudeamus» – покаянная песнь, датируемая 1267-м годом. Как заглавие литературного произведения встречается уже у Себастьяна Бранта (немецкий писатель-гуманист, 1458-1521).
Мелодия частично заимствована из песни немецкого композитора И. Г. Гюнтера (1718).
Впервые напечатана в 1776 году, а в 1781-м обработана немецким странствующим поэтом К.В. Киндлебеном и в этом виде стала популярным студенческим гимном.
Латинский текст, начинающийся словами «Gaudeamus igitur, juvenes dum sumus» («Будем радоваться, пока мы молоды»), воспевает радости жизни, молодость и науку. Вскоре эта песня получила большое распространение среди студенчества Германии и других европейских стран, в т. ч. дореволюционной России.
Композиторы неоднократно использовали «Gaudeamus» в качестве темы своих сочинений. Так Ф. Лист написал «Концертные парафразы» и «Юмореску» для фортепиано, И. Брамс – «Академическую увертюру»,
А. Кос-Анатольский – концертную увертюру и т.д.
Э. Хумпердинк написал оперу «Gaudeamus», из жизни немецкого студенчества.
Лит.: Schwetschenko G., Zur Geschichte des Gaudeamus igitur, Berlin, 1977
GAUDEAMUS IGITUR
(студенческий гимн)
Gaudeamus igitur,
Juvenes dum sumus!
Post jucundam juventutem,
Post molestam senectutem
Nos habebit humus
Nos habebit humus.
Ubi sunt qui ante nos
In mundo fuere?
Vadite ad superos
Transite ad inferos,
Ubi jam fuere
Ubi jam fuere.
Vita nostra brevis est,
Brevi finietur;
Venit mors velociter,
Rapit nos atrociter,
Nemini parcetur
Nemini parcetur.
Vivat Academia,
Vivant professores!
Vivat membrum quodlibet,
Vivant membra quaelibet
Semper sint in flore
Semper sint in flore!
Vivant omnes virgines,
Faciles, formosae!
Vivant et mulieries
Tenerae, amabilies,
Bonae, laboriosae
Bonae, laboriosae.
Vivat et respublica
Et qui illam regit!
Vivat nostra civitas,
Maecenatum caritas,
Quae nos hic protegit
Quae nos hic protegit!
Pereat tristitia,
Pereant osores,
Pereat diabolus,
Quivis antiburschius
Atque irrisores
Atque irrisores!
Для веселья нам даны
Молодые годы!
Жизнь пройдёт - иссякнут силы.
Ждёт всех смертных мрак могилы -
Так велит природа.
Где те люди, что до нас
Жили в мире этом?
В преисподнюю спустись,
Ввысь на небо поднимись -
Не найдёшь ответа.
Короток наш век, друзья -
Всё на свете тленно.
В час урочный всё живое
Злая смерть своей косою
Губит неизменно.
Лишь наука на земле
Служит людям вечно.
Славься тот, кто дружен с ней,
Беззаветно служит ей
В жизни быстротечной!
Нашим девицам хвалу
Воздадим по праву!
Слава жёнам, матерям
Их заботливым сердцам,
И трудам их слава!
Пусть растёт из года в год
Государство наше!
Слава всем тем, кто ведёт
Экономику вперёд,
Делая жизнь краше!
Пусть сомненье и печаль
Нам сердца не гложат!
Сгинь, нечистый мерзкий бес,
Сеющий вражду и грех,
Прочь от молодёжи!
|
Уважаемые студенты, преподаватели и сотрудники!
30 апреля 2013 года на Учёном совете специалисты политехнического института представили варианты академических мантий и шапочек-конфедераток для НовГУ Фото 1, Фото 2, Фото 3
Руководство университета планирует в скором времени использовать академическую форму в торжественных, церемониальных, праздничных мероприятиях. Будем рады прочесть ваши предложения и пожелания.
|
проводится до 20.02.10. Уже есть первые результаты! Участвуйте! Положение
|
Решение о проведении рейтинговой недели принималось Учёным советом НовГУ именно с целью повышения качества образования, о чём так ратует студент Антошкин. В этом учебном году экспериментально рейтинговая неделя была введена для III курса. Итог проделанной работы будет проанализирован осенью 2008 года.
Вопреки мнению студента Антошкина считаем, что 9-ая неделя (её ещё называют рейтинговой или рубежной) является дополнительной возможностью для студента НовГУ получить стипендию в том случае, если сессия (зимняя или летняя) была сдана неудачно.
Студент Антошкин, совершенно не разбирающийся в законодательстве, заявляет, что деньги предусмотренные государством на стипендию «уходят в чей-то карман».
Ответственно заявляем, что стипендиальный фонд, согласно законодательству, может распределяться только на выплату стипендий, премий и материальной помощи студентам. Контроль над использованием данных финансовых средств осуществляет государственное казначейство.
Студент Антошкин показал себя невеждой и в области образовательной политики высшей школы. Дело в том, что предметы, которые он хочет сократить или исключить из учебного плана, являются составной частью государственного образовательного стандарта, и вуз не в праве в нём что-либо изменять. Отсюда и возникает та или иная нагрузка на кафедрах.
Что касается 6 часов Валеологии, то учебно-методическое управление в интересах студентов произвело концентрацию часов, отведённых на проведение курса. Данный предмет в настоящее время студенты изучают половину семестра, а не целый семестр. Согласитесь, что ездить в другой институт лучше 9 недель, а не 18.
В вопросе жесткого пресечения коррупции в стенах НовГУ абсолютно солидарны со студентом Антошкиным и готовы к любым формам сотрудничества по данной проблеме.
В завершении обращаемся ко всем студентам нашего университета. Администрация НовГУ всегда готова к диалогу по любым вопросам и проблемам студенческой жизни. Желательно только, чтобы данное общение проходило непосредственно между людьми, а не через Интернет.
|
Уважаемые студенты, преподаватели и сотрудники НовГУ. Администрацией нашего университета принято решение об установке памятника князю Ярославу Мудрому на территории у главного корпуса.
Отрадно отметить, что финансирование проекта будет осуществляться при значительной спонсорской поддержке.
Администрация университета обращается к универсантам с просьбой внести пожелания и предложения по осуществлению проекта, а именно:
1. Каким Вы представляете себе памятник князю Ярославу Мудрому?
2. Какой представляется площадка рядом с памятником?
3. В каком месте у главного корпуса он должен быть расположен?
Пожелания и предложения можно оформить в чертежах, рисунках и т.д.
|
ФОНД «ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И КУЛЬТУРА»
Общероссийская общественная некоммерческая организация
109172, Москва, Новоспасский пер., д.3, корпус 3. Тел /факс: + 495 - 632-7981
E-mail:metod-musik@yandex.ru
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО
Председателю Комитета по образованию
Государственной Думы РФ Г.А. Балыхину
Уважаемый Григорий Артемович!
Последний месяц прошедшего года ознаменовался неоднократными заявлениями Министерства образования и науки РФ (см. газеты «Известия», «Комсомольская правда», «Газета» и др.) о намерении изменить идеологию предметов искусства («Музыка», «Изобразительное искусство») в учреждениях общеобразовательного типа. Суть планируемых изменений заключается прежде всего в том, чтобы перевести эти дисциплины во вторую половину дня. Это, по существу, означает выведение их из учебной сетки часов, что принципиально изменяет содержание занятий путем «облегченного», развлекательно-игрового характера, придания им формы факультатива.
В России традиционно, в течение столетий, уроки музыки и изобразительного искусства в школе (гимназии, лицее) являются важнейшим средством воспитания нравственности, патриотизма, высокого эстетического вкуса, единственной формой приобщения к а ж д о г о ребенка к подлинной художественной культуре как неотъемлемой части всей духовной культуры. Художественно-педагогические концепции выдающихся отечественных деятелей искусства, академиков РАО - композитора Д.Б. Кабалевского и художника Б.М. Неменского, получившие широкое признание не только в нашей стране, но и за рубежом, служат основой для большинства школьных программ и учебников. Активно внедряются в процесс обучения инновационные технологии, в том числе компьютерные. При этом уровень подготовки учителей музыки и изобразительного искусства по праву считается одним из лучших в мире.
Мы просим Вас, уважаемый Григорий Артемович, содействовать тому, чтобы:
1. Министерство образования и науки РФ: а) сохранило сложившееся столетиями в России место уроков искусства в учебном плане учреждений общеобразовательного типа, что соответствует принятым нормам развитых стран мира; б) восстановило отметку на уроках искусства, отсутствие которой, как показал опыт, существенно снизило их статус в глазах учащихся и родителей; в) не разрешало преподавание уроков искусства в школах (лицеях, гимназиях) лицам, не имеющим соответствующего образования; г) организовало общественное обсуждение, в том числе в центральной печати и по телевидению, проблемы определения роли искусства в социализации личности современного школьника.
2. На канале «Культура» ЦТ возродить существующие прежде регулярные учебно-просветительские передачи, направленные на духовное, нравственное, эстетическое воспитание, прежде всего подрастающего поколения, на основе установления связи всеобщего среднего образования и художественной культуры.
Председатель Попечительского совета
Всероссийского общественного
фонда «Художественное образование и культура»,
Секретарь Общественной палаты РФ,
член Совета при Президенте России по науке,
технологиям и образованию Велихов Е.П.
Члены Попечительского совета:
Лауреат государственных премий Ахмадулина Б.А.
член Совета при Президенте РФ
по культуре и искусству,
народный артист России Гергиев В.А.
народный художник России Мессерер Б.А.
народная артистка России Плисецкая М.М.
член Совета при Президенте РФ
по культуре и искусству,
главный редактор «Литературной газеты» Поляков Ю.М.
народный артист России Щедрин Р.К.
Председатель правления фонда,
член Союза композиторов России
(отделение музыковедения), профессор Абдуллин Э.Б.
Зам. председателя правления фонда,
член Союза художников России, профессор Шорохов Е.В.
|
Открытое письмо учителей Новгородской области
первому заместителю главного редактора
«Учительской газеты»
И.Г. Димовой
Уважаемая Ирина Георгиевна!
Учителя музыки и изобразительного искусства Новгородской области преподаватели Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого, сотрудники «Новгородского института развития образования» с недоумением и возмущением восприняли информацию о том, что Министерство образования и науки РФ намерено изменить идеологию предметов искусства («Музыка», «Изобразительное искусство») в учреждениях общеобразовательного типа.
Суть изменений касается статуса указанных предметов. В грядущих изменениях (намерениях) мы видим прямую угрозу соблюдению принципа доступности каждому ребенку стать грамотным слушателем, зрителем, читателем, получив опыт эмоционально-ценностных отношений, художественного и музыкального творчества на основе формирующейся художественной и музыкальной культуры. Мы опасаемся, что такое нарушение в полной мере отразит строку в «Стратегии модернизации российского образования», где «культура» стоит на последнем месте через дефис с «досугом».
Основываясь на многочисленных научных трудах и собственном многолетнем педагогическом опыте, мы с уверенностью заявляем, что музыкально-художественное образование в отечественной школе решает не только узкоэстетическую задачу – оно представляет собой действенную силу, стимулирующую духовный и творческий потенциал личности.
На протяжении всей истории человечества в самых различных странах постоянно и успешно доказывалось, что активное занятие музыкой, живописью, также как и другими видами искусства, служит развитию творческих сил человека, которые, в свою очередь, имеют огромное значение для его деятельности во всех, без исключения, областях общественной жизни.
Пусть в дальнейшем ребенок не выберет путь художника и музыканта, но приобщение к искусству окажет влияние на всю его дальнейшую жизнь – станет ли он рабочим или фермером, врачом или учителем. По мнению психологов, тот, кто творит и стремится к самореализации в творчестве, лучше умеет концентрировать энергию, мобилизовать сильные стороны своей натуры для преодоления препятствий и решения как внешних, так и внутренних конфликтов, более способен к росту и самосовершенствованию личности. В человеке должен жить творец, поэтому создать условия для обучения каждого ребенка не только логическому, но и художественно-творческому мышлению государство обязано в общеобразовательной школе.
Сегодня учителя-специалисты в Новгородской области часто не имеют возможности реализовать стандарт по искусству по причине отсутствия кабинетов искусства (27%), а также, нарушений Федерального базисного учебного плана в части предметов «Искусство».
К примеру, стандарт по музыке и изобразительному искусству реализуется только в начальной школе, а в основной школе (5-9) часы на искусство в учебном плане ОУ отсутствуют, или отдаются на предметы, не входящие в перечень области «Искусство» общего образования.
Часто преподавание уроков искусства в начальной школе, а иногда и в основной, передается не специалистам, а лицам, не имеющим соответствующего образования (в 230 школах нашей области по официальным данным сегодня работает 130 учителей музыки и 70 учителей изобразительного искусства).
В то же время, вакансии в школах города и области специалистам-выпускникам (кафедры музыки и кафедры изобразительного искусства НовГУ) работодатели не предлагают, «догружая» штатных педагогов «необязательным» предметом. В связи с этим происходит отток подготовленных и опытнейших специалистов в другие сферы деятельности.
С другой стороны, опыт показал, что переход на безотметочную систему оценивания по музыке и изобразительному искусству ещё больше снизил статус этих предметов.
В государственной общеобразовательной школе предметы гуманитарно-художественного цикла – музыка, изобразительное искусство, литература, мировая художественная культура, – служат эмоциональному, духовно-нравственному, патриотическому воспитанию человека. Их «выдавливание» из базисного учебного плана общего образования чревато катастрофическими последствиями. Об этом свидетельствуют отзывы новгородских учителей, методистов, преподавателей факультета педагогического образования, искусств и технологий НовГУ, осуществляющих подготовку учителей изобразительного искусства и музыки. Учителя музыки и изобразительного искусства Новгородской области, преподаватели Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого, сотрудники «Новгородского института развития образования» всецело поддерживают письмо деятелей искусства и образования, направленное в Государственную Думу России, и обращают внимание на бедственное положение, в котором сегодня оказались предметы «Музыка» и «Изобразительное искусство» в отечественной школе.
Заведующая кафедрой
изобразительных искусств
и методики преподавания
ИНПО НовГУ,
к.п.н., доцент Г.А.Поровская
Заведующий кафедрой
музыки и методики преподавания
музыкальных дисциплин
ИНПО НовГУ,
к.п.н., доцент М.Э.Раненко
Методист по предметам искусства
ОАОУ «Новгородский институт
развития образования» А.В.Степанова
Письмо подписали 46 учителей музыки, изобразительного искусства и мировой художественной культуры Новгородской области.
|
Уважаемые студенты и аспиранты! У вас есть прекрасная возможность выглядеть стильно и подчеркнуть статус высшего профессионального образования, которое вы получаете в стенах Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого.
Шарфы корпоративных цветов с эмблемами всех институтов – хорошая память, знак принадлежности к нашему университету и просто прекрасная традиция, которая обязательно станет частью ваших лучших воспоминаний о студенческой жизни.
Эти шарфы можно купить в фойе четвертого корпуса главного здания НовГУ (Политехнический институт) в киоске Бизнес-центра НовГУ за 280 руб.
|
|
Свеча Ярослава
(Гимн НовГУ)
на музыку «Gaudeamus igitur»
стихи Г.Г. Филиппова
Новый град во тьме веков
Княжьим повеленьем
Собирал своих сынов
В книжное ученье.
Одинокий свет в ночи,
Пламя маленькой свечи
Ярослава Мудрого –
Князя Новгородского.
Свет далекий не угас
На ветрах столетий,
Свято бережем наказ
В университете.
И светла и горяча
До сих пор горит свеча
Ярослава Мудрого –
Князя Новгородского.
Связь времен не прервалась,
Пламя разгорится, озарив,
Как верил князь,
Молодые лица.
Через толщу сотен лет
Пусть сияет знаний свет
Ярослава Мудрого –
Князя Новгородского.
|
13 декабря 2010 в 14.00 в ИНПО (аудитория 217) состоится презентация книги доцента кафедры музыки и МПМД Татьяны Валерьевны Берфорд "Николо Паганини: Стилевые истоки творчества". Объёмная монография, изданная в Санкт-Петербурге при поддержке Российского гуманитарного научного фонда, – первое отечественное исследование о Паганини, появившееся за последние полвека.
Откуда взялись слухи о тюремном заключении знаменитого виртуоза? Почему его скрипка, хранящаяся в Генуе, называется "Пушка"? Каким смычком он играл? Отчего, умея создавать прекраснейшие мелодии, не сочинил ни одной оперы? И как там насчет коммерческой сделки с Нечистым? Об этом и о многом другом, ничуть не менее занимательном, и пойдет разговор на презентации. Там же можно будет приобрести книгу по цене издательства (600 рублей). Приглашаются все желающие.
|